Урбанские: темное пятно на имидж БПП Одесчины

18 октября 2016, 10:16
Семейный клан Урбанских в Одессе знают все. Скандальный Игорь Урбанский приходится отцом нынешнему главе областного совета и народному депутату от «Блока Петра Порошенко», однако своими делами известен не только за пределами города, но и вне Украины. Кроме него, город «оккупировали» еще двое Урбанских — его сыновья Анатолий и Александр.

Игорь Урбанский родился 2 августа 1953 года в городе Ахалкалаки (Грузия) в семье офицера КГБ. В юности он отказался поступать в престижный МГИМО, а позже добрался в Одессу, где поступил в Высшее инженерное мореходное училище (ныне — Национальный университет «Одесская морская академия»). Однако из учебного заведения Урбанский вскоре был отчислен, но влиятельный папа все решил. Вскоре Урбанский женился, а в 1975 году у него родился сын Анатолий. Учеба в училище для Урбанского затянулось на 6 лет и получить диплом он смог лишь в 1976 году по специальности «Судовождение на морских путях».

После этого влиятельный папа снова помог сыну и устроил его на работу в торговый флот СССР. К слову, на тот момент очередь из желающих плавать за границу выстраивалась на много лет вперед. Именно эта работа стала стартом большого бизнеса Игоря Урбанского, который начал промышлять заграничным ширпотребом и обзавелся массой нужных связей, от портовых таможенников и городских чиновников до фарцовщиков и уголовных авторитетов.

Однако в 1986 году Игорь Урбанский на пике торговли бросает работу. Причины такого решения неизвестны, но ходят слухи, что у него возникли серьезные проблемы с законом, которые не помогли решить ни связи, ни влиятельный отец. Тут же Урбанский переквалифицировался из капитанов в кооператоры. Он выкупил старый речной пароход, перерегистрировал его в класс «река-море» и благодаря связям оформил во фрахт иностранной компании. Пароход возил товары из Турции, а после и отечественных «челноков», получая огромную прибыль, что позволило бизнесмену увеличить личный флот на несколько судов.

К слову, подобный ход уже был нарушением технических норм, ведь небольшие речные суда не приспособлены для моря. Отметим, в 90-х годах несколько таких пароходиков стали причинами трагедий: морские волны накрывали их, смывая с палуб пассажиров и груз, а два перегруженных судна и вовсе перевернулись. Сам Игорь Урбанский к тому времени уже занялся более прибыльным бизнесом — оружием. Здесь ему снова помогли связи. В 1991-1992 годах в Грузии состоялся переворот, главой страны стал Эдуард Шеварднадзе. Война оружия, боеприпасов и амуниции, которые Грузия тогда могла покупать в Украине и Молдове. Урбанский не упустил возможность заработать, пусть и не совсем легально. Так, один из его одноклассников, ставший телохранителем Эдуарда Шеварднадзе, порекомендовал последнему Урбанского. Уже в 1992 году Игорь Урбанский зарегистрировал ООО «Эвас», которое до 2001 года официально занималось поставками в Грузию «товаров народного потребления», кроме этого, в 1992-93 годах провозило вооружения, боеприпасы, взрывчатку и обмундирование с военных складов бывшего Одесского военного округа. К слову, бизнес не был долгим, однако очень прибыльным. В то же время Игорь Урбанский тихонько прибирал к рукам основной производственный фонд – корабли разваливающихся Черноморского и Дунайского пароходств. Кстати, не всегда корабли выкупались, зачастую судно фрахтовалось и перефрахтовалось, работало, приносило доходы, а все расходы несло государство.

В 1994 году Урбанский зарегистрировал в оффшоре острова Мэн компанию Kaalbye Ltd, ставшей основой его «империи Каалбай». Но и на этом он не остановился. Следом он регистрирует в офшорах Виргинских островов и Кипра несколько дочерних компаний: Kaalbye Shipping International Ltd (1996), Kaalbye Oil Services (1997), Kaalbye Agency Services Limited, Kaalbye Shipping Cyprus, Kaalbye Marine Service, LLC Kaalbye Yacht, позже открывая их и возглавляя представительства в Одессе.

Кроме того, Урбанский создал панамский холдинг Kaalbye Group Ltd, из которого «выросли» Kaalbye Transport Ltd и «Украинское морское агентство», открыл АОЗТ «Эпикор» и АОЗТ «Эпсилон», панамскую Next Generation Finance и еще несколько предприятий, тоже выведенных в офшоры по разным схемам.

Однако и о кораблях Урбанский не забывал. Уже к 2008 году его грузовой флот насчитывал 30 кораблей. Вскоре Kaalbye вышла на международный уровень, осуществляя морские перевозки крупнотоннажными судами, а также занимаясь дополнительными услугами, среди которых – предоставления обученных экипажей для яхт олигархов.

Несмотря на финансовый успех, Урбанского тянуло к старому любимому делу торговле оружием, ведь через порты в Одессе велась легальная, полулегальная и нелегальная распродажа украинского и российского оружия по всему миру. В этот период фамилия Урбанского все чаще фигурирует в скандалах. Так, 24 февраля 2001 года в порту Лас-Пальмас (Канарские острова, Испания) задержали судно «Анастасия», зафрахтованное «Kaalbye Shipping» у грузинской фирмы. На его борту нашли 636 тонн оружия и боеприпасов, задекларированных как «автозапчасти», которые были проданы фирмой «Росвооружение» ангольской фирме «Симпортекс».

Затем компания Игоря Урбанского участвовала в скандальной продаже Ирану крылатых ракет Х-55, которые относились к носителям ядерного оружия и, согласно договору о разоружении, должны были быть уничтожены Украиной, но 20 штук «завалялись на складах». Позже их списали «в связи с завершением сроков хранения», и ракеты попали в руки фирмы «Прогресс», которая через посредников продала 12 ракет Ирану и 8 Китаю, воспользовавшись для перевозки услугами Kaalbye Shipping Урбанского. Правда, бизнесмен снова «вышел сухим из воды», несмотря на скандал. Кстати, остальным фигурантам повезло меньше… В 2002-2006 годах на тот свет ушли несколько подельников Урбанского по оружейному бизнесу: бывший глава «Укрспецэкспорта» Валерий Малеев (март 2002, автокатастрофа), ирано-австрийский бизнесмен Хайдер Сарфраз (январь 2004, автокатастрофа), украинский бизнесмен Сергей Петров (январь 2004, взорван в личном авто), российский бизнесмен Сергей Орлов (январь 2006, помещен в психлечебницу, где мгновенно получил инсульт).

В 2008 году сомалийские пираты у берегов Кении захватили грузовое судно «Фаина» с украинским экипажем и грузом.

На борту обнаружены 33 танка Т-72М1, 6 установок БМ-21 «Град», 150 комплектов гранатометов РПГ-7В, зенитно-пулеметные установки, боеприпасы и системы динамической защиты бронетехники. Украина поставляла это оружие в Кению по официальному контракту, но было подозрение, что груз предназначался Судану, на поставки вооружений которому было наложено эмбарго ООН. Этот инцидент вызвал ажиотаж, в регион прибыли военные корабли других государств, а капитан эсминца американского Howard Джейн Кэмпбел заявила следующее: «Грузовое судно «Фаина» под флагом Белиза принадлежит и управляется компанией Kaalbye Shipping Ukraine. Урбанский, который на тот момент уже был заместителем министра транспорта Украины, информацию опроверг, заявив, что владельцем судна является израильский бизнесмен Вадим Альперин, с которым он якобы почти незнаком.

Позже выяснилось, что в 2007-2009 годах Kaalbye была замешана в торговле оружием совместно с компаниями Tomex Team, Waterlux AG, Almar и Phoenix Trans-Servis.

Кроме украинского оружия, Урбанский не брезговал и российским. Помогал ему соучредитель и директор Kaalbye Shipping Ukraine Борис Коган, который также входил в состав совета директоров российской компании RT-Logistika. Отметим, владельцем RT-Logistika (51% акций) является государственный холдинг Russian Technologies, Сергея Чемезова — близкого друга Владимира Путин. К слову, по информации американской компании C4ADS, в 2012 году Kaalbye Shipping занималась перевозкой в Венесуэлу зенитных комплексов С-300, проданных Россией Уго Чавесу по контракту на сумму в $4 миллиарда.

В начале 2013 года Урбанский прокрутил новую аферу. 7 грузовых кораблей, принадлежащих Kaalbye Shipping, вышли из порта Октябрьск (Николаев) и направились в Средиземное море. Там они выключили навигационные приборы и «исчезли» из поля зрения навигационных служб. По утверждениям C4ADS, таким образом, была организована поставка российского оружия (бронетехника, артиллерия, боеприпасы) в Сирию для армии Асада, что было нарушением международного эмбарго. Указанный трафик действовал до середины 2013 года, пока информация не всплыла в западной прессе. Кстати, на деятельности Kaalbye это никак не отразилось, она продолжает оставаться подрядчиком US Military Sealift command, занимающейся грузовыми перевозками для американского флота, проще говоря — успешно работает на два фронта, обслуживая стратегических противников.

Игорь Урбанский тесно дружит с «коренным» одесситом Василием Цушко, который также повлиял на его карьеру. Василий Цушко в 2005 году стал председателем Одесской ОГА. В этот период Урбанский вступил в Социалистическую партию и зачастил в кабинет Цушко. Кстати, Урбанский оказал СПЦ немалую помощь, а позже даже прошел по ее списку в парламент. В Раде Игорь Урбанский стал членом политсовета СПУ, заместителем комитета по вопросам ТЭК и ядерной политики, а в сентябре 2006-го стал заместителем министра транспорта Николая Рудьковского. Говорят, министром должен был стать Урбанский, но в этот период депутаты Госдумы РФ прислали в Украину запрос о причастности бизнесмена к продаже Х-55 Ирану.

На посту замминистр Игорь Урбанский пережил два правительства. Однако в 2007 году Урбанский в Раду уже не попал, несмотря на купленный №34 в списке СПУ. Однако кресло замминистра все же сохранил (благодаря рекомендации Василия Цушко), где и просидел до 2009 года. После этого Урбанский снова ушел в бизнес, но теперь зазвучали имена его сыновей — старшего Анатолия и младшего Александра.

Здесь стоит напомнить о приватизации Измаильского судостроительно-судоремонтного завода. Напомним, в 2004 году доведенный до убытков завод взяло в аренду на 10 лет специально созданное ЗАО «ИССЗ», принадлежавшее ООО «Альфа-Инвест», которой владела семья одесского депутата Юрия Крука. В конце 2006 года Круки уступили контрольный пакет акций «Альфа-Инвест» холдингу Kaalbye Group Ltd, но Урбанского не устраивала аренда завода, и он протолкнул через Фонд госимущества (возглавляемый в то время социалисткой Валентиной Семенюк) решение о приватизации завода. Предприятие площадью 22 гектара с тремя плавучими доками и всеми инфраструктурными цехами выставили на аукцион, оценив в $3 миллиона. Его «выкупила» компания Урбанского, руководство которой он передал сыновьям. Предприятие «реформировали», разделив на 2 части: самим заводом владеет ООО «Судоремонтное предприятие «Дунайсудосервис», а его причалы, которые могут служить для погрузки-разгрузки судов, подарили ОАО «Измаильский речной порт «Дунайсудосервис».

Приватизация породила массу скандалов вокруг завода и его владельца Александра Урбанского: сокращенный вчетверо рабочий коллектив, низкие зарплаты и нездоровая атмосфера. Кроме того, говорилось, что все заказы на «Дунайсудосервисе» оформляются через офшорную компанию, которая получает оплату за выполненную работу, не выплачивая при этом никаких налогов в государственный бюджет Украины. После операции часть денег уходила для закупки материалов и на заплаты, а остальные прикарманивал клан Урбанских.

На этом семейство не остановилось. Летом 2012 года Урбанские начали процедуру вывода из коммунальной собственности Одессы двух зданий-памятников архитектуры: дома Новикова (Дерибасовская, 12) и доходного дома Григорьева (Ланжеронская, 12).

По словам источников, чета планировала действовать по отработанной схеме: сначала их компания берет здания в аренду, а потом покупает их за копейки. К слову, рыночная цена этих зданий превышает $2 миллиона.

Старший из братьев Урбанских, Анатолий, пошел по стопам отца. В 1997-м он окончил Одесское высшее мореходное по специальности «Организация перевозок и управление на морском транспорте». Однако в море не ходил, предпочтя заняться бизнесом. Так, братья Урбанские являются совладельцами компании Jameson Global Limited, зарегистрированной в Виргинском офшоре. Кстати, совладельцами этой компании являются одесские бизнесмены Карина и Игорь Авраменко, которые владеют судоходной компанией Md Shipping, замеченной в нарушении запрета захода в порты Крыма.

Анатолий Урбанский создавает и контролирует денежные потоки. В 2009 году он стал менеджером по управлению и административной деятельности ОАО «Дунайсудноремонт», где создал эффективную схему вывода финансов компании в офшор. В 2011 году он становится членом наблюдательных советов своих же предприятий ООО «Судоремонтное предприятие «Дунайсудосервис» и ОАО «Измаильский речной порт «Дунайсудосервис». Позже, в 2014-м, перед внеочередными выборами в Верховную Раду, он создал и возглавил «Фонд Урбанского «Придунавье», который раздавал футбольные мячи и продукты избирателям Измаильского района, где по 143-му избирательном округу баллотировался его брат Александр (от партии «Сильная Украина» Сергея Тигипко). К слову, Тигипко, по приглашению Урбанских, даже приезжал в Измаил, чтобы посмотреть на их судоремонтный завод и оценить размеры их капиталовложений.
Младший из клана – Александр Урбанский. Он родился 3 января 1982 года и рос типичным мажором. Учился он в Англии, сначала в школе Bedford Bording, а затем в Плимутском университете, который окончил в 2003 году с диплом юриста морского права.

Позже отец отправил его учиться в Московский государственный университет, где Александр получил диплом магистра международного бизнеса. По возвращению в Украину, отец пристроил его советником министра экономики по вопросам транспорта (октябрь 2005 — сентябрь 2006). Позже он работал зампредседателя совета директоров ООО «Морской Бизнес Центр» (2006-2008), замдиректора Одесского филиала АКБ «Восточно-европейский Банк» (2008-2009), и замдиректора Kaalbye Logistics, которая специализируется на контейнерных перевозках.

Пик популярности Александра Урбанского наступил в 2014-м, когда его решили сделать народным депутатом. Новоизбранный нардеп, баллотировавшийся под флагами «Сильной Украины» Сергея Тигипко, в Верховной Раде мигрировал в «Блок Петра Порошенко».

Его старший брат времени не терял и тоже присоединился к «Солидарности», после чего стал ее кандидатом во время выборов председателя областного совета. Так, 19 ноября 2015 года большинством (об этом мы расскажем позже — прим.ред.) голосов Анатолий Урбанский был утвержден на указанный пост. Кстати, поговаривают, помогли Урбанскому мэр Геннадий Труханов и известный одесский мажор Алексей Гончаренко, который приходится сыном экс-мэру Одессы Алексею Костусеву. К слову, в борьбе между одесским мэром Геннадием Трухановым и главой Одесской ОГА Михеилом Саакашквили хитрый Урбанский занял выжидательную позицию, заявив, что между ним и Саакашвили нет никаких трений, а его отец Игорь Урбанский пожертвовал 2 млн. грн. в фонд «На благо Одессы», из которого финансировалась политическая реклама Саакашвили.

Однако позже Анатолий Урбанский занял «антигрузинскую» позицию. Это произошло после того, как областной прокурор Одессы Давид Сакварелидзе обвинил его в связях с «бриллиантовыми прокурорами», управлении активами сбежавших из страны Сергея Курченко и Александра Януковича, а также потребовал люстрации главы облсовета. Урбанский сначала присоединился к числу тех, кто требовал отставки Сакварелидзе, а позже поддержал Гончаренко и Труханова в их войне против Саакашвили.

Как видим, Одесса остается в руках семейных кланов, Банковая решать что-либо менять не торопится.

Автор материала: Полина Иванова- vse.media



 
Комментарии размещаются сторонними пользователями нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:

Ирина Строгая   18 октября 2016, 11:11 IP: 31.31.111
Почему-то я даже не удивляюсь…

Ответить

   Правила общения на сайте.   Список забаненых