Сергей Гриневецкий: лифты — проблема и одесская, и общегосударственная
Эксклюзив Рупора Одессы
Пару недель назад одесские СМИ как сенсацию преподнесли информацию о том, что губернатор Одесчины застрял в лифте, осматривая квартиры в новом доме для ветеранов. Но ничего сенсационного в этой новости нет. Автору этих строк не раз доводилось застревать в лифтах и в здании Верховной Рады, и в здании Кабмина и даже в здании ООН. Чего не бывало в жизни.
Лифты – это проблема не только Одессы, но и любого крупного города. Достаточно набрать в Интернет-поисковике означенное слово, чтобы получить на-гора новости с кричащими заголовками: «В Житомире остановили десятки лифтов», «Мэра Запорожья беспокоит проблема запорожских лифтов», «В Лисичанске сдвинулась с мертвой точки проблема лифтов» и так далее. К сожалению, неприятных, а порой и трагичных, ситуаций с лифтами становится все больше. И потому, я считаю, что вопрос этот заслуживает отдельного детального обсуждения.
Если прибегнуть к образному сравнению, то лифт – это своего рода символ нашей жизни. Также как в жизни, мы время от времени спускаемся вниз и поднимаемся вверх (правда, в отличие, от лифтов, далеко не всегда это происходит по нашей воле). В лифтах знакомятся, в лифтах влюбляются, в лифтах иногда даже рожают (слава Богу, это происходит редко). Лифты проникают даже в наши сны и вызывает трактовки по типу: « Застрять в лифте — знак того, что придется искать правильное решение самостоятельно » , «подниматься в лифте — к духовному и умственному развитию» и т.д.
В конце - концов, есть даже термин «социальный лифт», обозначающий возможности перемены статуса человека.
Но вернемся к изначальному «техническому» значению этого слова.
Согласимся, что ничто не вызывает такого раздражения, как остановившийся лифт, в особенности, если мы в нем находимся. Для жителей любой многоэтажки - это дискомфорт и появление вполне законного вопроса: за что мы платим деньги?
Небольшая справка. На 1 января 2011 года в жилищном фонде страны было зарегистрировано 92100 лифтов, которыми было оборудовано 28900 жилых домов. В 2010 году в процессе плановых проверок было остановлено на неопределенный срок 3600 лифтов.
Ситуация в Одессе немногим лучше, чем в других городах. В городе насчитывается 4222 лифта, средний возраст которых составляет 23 года. При этом эксплуатирующиеся в настоящее время в Украине лифты имеют нормативный срок службы 25 лет (такой срок службы был установлен межгосударственным стандартом ГОСТ). Количество лифтов, которые эксплуатируются свыше 25 лет, в Украине уже составляет более 45% от их общего числа в домах жилого фонда. И с каждым годом эта цифра будет только увеличиваться. Скоро начнут стареть и приходить в негодность лифты, расположенные в многоэтажках, построенных в конце 70-х – начале 80-х годов. В 2010 году Одесским горисполкомом были обнародованы данные, согласно которым на начало 2012 года истекает срок эксплуатации 214 лифтов, на начало 2013 года - еще 292, к 1 января 2014 года к ним прибавится еще 376. И так далее.
Заметим попутно, что лифт является сложным механизмом, от нормальной работы которого зависит безопасность человека. А потому, учитывая нарастающую тенденцию износа оборудования и тот факт, что эта проблема затрагивает интересы миллионов граждан, она может рассматриваться как общегосударственная.
В Одессе было заявлено о намерении разработать Комплексную программу замены, модернизации, капитального ремонта, диспетчеризации и технической экспертизы лифтов. Это, безусловно, правильный шаг, но даже принятие такой программы не позволит окончательно решить проблему, поскольку сегодня она упирается во многом как в несовершенство управления всей отраслью жилищно-коммунального хозяйства, так и в коренные пороки отечественной «коммуналки», которые требуют исправления не только на местном, но и на общегосударственном уровне.
Сегодня можно спорить о том, правильно или неправильно была проведена приватизация жилья в 90-е годы, но приходится исходить из тех условий, которые есть.
Основным направлением государственной политики в сфере ЖКХ является поддержка объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Предполагается, что именно жильцы должны выступать в роли внутреннего инвестора для развития отрасли. Возможно, со стратегической точки зрения такой подход и верен, но с практической стороны все выглядит не так просто. В целом по Украине объединения совладельцев многоквартирных домов составляют лишь 13% от общего количества домов, имеющих пять и более этажей. В Одессе из 4222 лифтов только 600, или каждый седьмой – расположены в домах ОСМД. Причем, опыт показывает: подобные объединения гораздо проще создавать в новостроях, которые, как правило, заселяются людьми с определенным материальным уровнем, в основном представителями среднего класса и выше.
Что касается «старых» многоэтажек, где проживают люди с разным социальным уровнем, включая пенсионеров, то здесь ситуация намного сложнее. Вдобавок, финансово-экономический кризис больно ударил по карману и без того не особо зажиточных украинских граждан. Именно по этой причине, среднестатистический гражданин не подходит на роль внутреннего инвестора, на которого рассчитывает государство. В современных условиях использование сугубо рыночных механизмов в ЖКХ, частью которого сегодня являются и лифтовые хозяйства, без учета социальной составляющей, чревато серьезными последствиями.
Начнем с того, что по мнению ряда ученых, двадатипятилетнее ограничение срока службы лифта считается неоправданным. Резонно ли устанавливать оборудование сроком службы в 25 лет в здании, срок службы которого составляет 50, а то и 70 лет. Для существующих конструкций лифтов срок службы может быть продлен минимум до 30-35 лет (понятное дело, при надлежащем уходе и контроле). Хотя на практике, есть лифты, работающие более 50 лет.
Еще один вопрос – это внедрение новых энергосберегающих технологий, что может оказать значительное влияние на потребление электроэнергии в здании, в том числе, в лифтах, а в свою очередь - на стабилизацию тарифной политики в лифтовом хозяйстве.
Несовершенным остается и механизм оплаты за обслуживание лифта. Согласно Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах», содержание лифтов входит в перечень услуг по содержанию домов и придомовых территорий. А оплата за содержание исчисляется по формуле, по которой стоимость обслуживания одного лифта умножается на количество лифтов в доме и делится на суммарную общую площадь квартир. Но ведь пользуются лифтом не квадратные метры, а люди. Следовательно, порядок оплаты не соответствует фактическому содержанию получаемой услуги, а именно поездке в лифте.
Закладывается противоречие в политике ЖКХ, когда за свет, воду, газ потребитель оплачивает по фактически оказанной услуге, и все расходы, вызванные некачественной доставкой этой услуги «до дверей квартиры» берет на себя организация, ее обеспечивающая. Чего не скажешь о лифтовом хозяйстве.
Кроме того, формируется своеобразная уравниловка, когда одинокий человек, проживающий в большой квартире, оплачивает услугу по техническому обслуживанию лифта и электроэнергию для его работы за многочисленную семью, проживающую в меньшей квартире, или, что, еще парадоксальнее - за большую группу людей, проживающих на съемной квартире (что сегодня, как известно, не редкость).
Такая система никоим способом не способствует экономному использованию ресурса лифта, не защищает его от вандалов. Кроме того, по классификации подъемных средств лифт отнесен к категории наиболее опасных технических устройств. А потому и требует к себе повышенного внимания. Следовательно, услуги по обслуживанию лифтов не должны приравниваться к уборке территории, потому что речь идет о сложной технике и о безопасности пассажиров.
К сожалению, сейчас настойчиво рекомендуется перенять опыт ряда стран, где лифт не относится к объектам повышенной опасности и ответственность за его безопасность перекладывается с плеч государства на владельца. Если таким владельцем является группа лиц из одного подъезда, то такая ответственность практически обнуляется.
Назрел вопрос о переименовании услуги по техническому обслуживанию лифта в лифтовую услугу (что более соответствует ее содержанию ) и о выведении ее в отдельную коммунальную услугу. Это позволит «персонализировать» оплату за пользование лифтом. Последнее, конечно, задача не из легких. Существуют разные рецепты ее решения. Например, в Херсоне, в ряде многоэтажных домов были введены карточки за пользование лифтами. Подобная мера, по мнению специалистов, позволяет не только аккумулировать средства, но и в оберегать лифты от вандалов. К примеру, во многих многоэтажках жильцы сумели организоваться и установить домофоны. Почему не может быть найден выход и в ситуации с лифтами?
Вызывает озабоченность и растущая импортная зависимость Украины в лифтовой сфере, хотя по оценкам экспертов, потребность рынка в новом оборудовании может быть удовлетворена за счет существующих в стране (и зачастую простаивающих) производственных мощностей, что даст нам и лифты, и пакеты модернизации, и рабочие места.
Проблема, переросшая масштабы отдельных городов и ставшая общегосударственной, может быть решена в рамках Государственной программы «Лифты Украины» , которая будет включать в себя не только задачу разработки новых видов лифтов отечественными производителями с должным сроком службы (до 50 лет) и применением энергосберегающих и иных инновационных технологий, но и изменение принципов управления лифтовой отраслью. Ведь согласно статье 3 Конституции Украины « Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью».
Я приглашаю всех, кто интересуется этой темой, кто хочет улучшить работу лифтового хозяйства, сделать нашу жизнь комфортнее и безопаснее, к обсуждению проблемы. Свои предложения прошу направлять по электронному адресу: office@sr.odessa.ua
Сергей Гриневецкий, народный депутат Украины
Сегодня, 12:10
1 фото
Сегодня, 10:46
03 октября, 17:36
1 фото
03 октября, 16:02
03 октября, 14:30
03 октября, 13:10
03 октября, 10:22
02 октября, 15:44
02 октября, 13:41
02 октября, 12:08
02 октября, 10:52
01 октября, 13:31
1 фото
01 октября, 10:47
1 фото
30 сентября, 17:36
30 сентября, 16:12
30 сентября, 13:12