Навеяно телесериалом «Жизнь и приключения Мишки Япончика» Одесса — Пересыпь
Эксклюзив Рупора Одессы
Первое упоминание об одесских пересыпях относится к середине XV века. Пересыпь как геологическое образование возникла в результате отделения Куяльницкого и Хаджибейского лиманов от моря.
Историки свидетельствуют, что поселение на Пересыпи основано запорожцами, пришедшими в эти места после ликвидации Сечи, т. е. намного раньше основания Одессы. На рубеже XIX-XX веков Пересыпь представляла собой фабричный центр Одессы с множеством промышленных предприятий разного профиля и населением 40 тысяч человек.
«Дом трудолюбия» памяти Императора Александра ІІІ и церковь во имя Николая чудотворца Мирликийского при нем сооружены в 1896-1897 годах архитектором Домбровским на Пересыпи, вблизи Херсонского спуска, в конце Лесной улицы. Строительство велось на средства купца П.И.Степанова. В «Доме трудолюбия» были устроены мастерские, дающие возможность бездомному люду зарабатывать в них себе пропитание и трудом покрывать расходы по содержанию.
Городские скотобойни и скотопригонный рынок на Пересыпи вблизи Ярмарочной площади сооружены в две очереди в 1884-1889 годах по конкурсному проекту архитектора А.Д.Тодорова. Санитарная и ветеринарная службы в этом заведении были организованы отлично, правильный надзор за всем привозимым скотом осуществлял целый штат городских ветеринаров. Город израсходовал на это строительство около 900 тысяч рублей, но обечпечил строгий контроль за всем привозимым мясом (!!!). При скотобойнях был организован ветеринарный музей и библиотека.В 1907 году доход от скотобоен составил 5 миллионов рублей.
Жевахова гора — небольшая возвышенность между Хаджибеевским и Куяльницким лиманами, названная по имени владельца этой территории — князя Жевахова.
Салотопни или «салганы» — сопутствующее производство при скотобойнях. Кишечно-салотопенный завод Г.А. Веллера находился рядом с городскими скотобойнями вблизи Ярмарочной площади и постороенной на ней в 1859 году Крестовоздвиженской церкви. На Ярмарочной площади с 1835 года проводились осенние двухнедельные Крестовоздвиженские ярмарки.
Наливная станция Российского общества пароходства и торговли на Пересыпи располагала восемью железными резервуарами общей вместимостью 1120000 пудов. Привозимая в Одессу на наливных судах нефть (керосин), с помощью мощных насосов системы Блека перекачивалась по нефтепроводу длиной около 4 километров в эти резервуары со скоростью 10000 пудов в час.
Завод немецкого колониста Иоганна Гена вырос из основанной им в 1854 году слесарной мастерской, выпускавшей так называемый «колонистский плуг», успешно применявшийся в сельском хозяйстве. В 1881 году уже Иоган Ген-сын выпустил пользующийся спросом «новороссийский плуг», и , расширяя производство, построил завод на Дальницкой улице.
Завод на Московской улице, показанный на рекламных открытках, был следующим этапом расширения производства. Он сооружен в 1893 году и продолжал успешно развиваться, расширять ассортимент и наращивать мощности до начала первой мировой войны.
Спрос на продукцию заводов И.Гена был настолько велик, что, с целью ее защиты от подделок, изделия снабжались торговой маркой, утвержденной правительством в 1897 году.
В советское время завод Гена назывался заводом сельско-хозяйственных машин имени Октябрьской революции (ЗОР).
Пересыпь отделяется от города тремя туннелями: против Московской улицы, против улицы Божакина и против Хаджибейской дороги. Эти туннели прорублены в железнодорожной насыпи, являвшейся началом портовой эстакады, сооруженной в 1872 году.
- Одесское мельнично-техническое училище находилось в начале Московской улице рядом с крупнейшим в Одессе мукомольным предприятием — мельницей «Эммануил Вайнштейн и сыновья». Училище с 1906 года было причислено к разряду средне-технических школ и готовило техников-мукомолов для работы на предприятии попечителя и содержателя училища — мануфактур-советника, инженера — технолога Григория Эммануиловича Вайнштейна.
Береговая полоса Пересыпи пологая с прекрасным песчаным дном, но большая ее часть занята портом и другими многочисленными промышленными предприятиями, сооруженными на берегу.
Сахаро-рафинадных заводов в Одессе было несколько, один из них - Высочайше утвержденное Товарищество одесского сахаро-рафинадного завода — находился на Пересыпи. В начале ХХ века завод реконструировался, оснащался новым оборудованием и расширялся.
В это время была изготовлена очень небольшим тиражом серия фотооткрыток с изображением важнейших новых заводских машин с комментариями на немецком языке. Все открытки прошли почту из Одессы в Австрию зимой 1905 и весной 1906 года, на каждой с немецкой точностью указано: Одесса, Пересыпь, рафинадный завод. На фоне машин мелькает изображение автора этих посланий господина Эмиля Порта, возможно, представителя фирмы, поставившей машины для одесского завода.
02 декабря, 15:59
3 фото
02 декабря, 14:37
02 декабря, 13:40
02 декабря, 11:31
02 декабря, 10:47
1 фото
01 декабря, 15:49
01 декабря, 13:16
01 декабря, 11:55
30 ноября, 21:37
30 ноября, 17:29
2 фото
30 ноября, 11:26
29 ноября, 20:23
29 ноября, 15:24
29 ноября, 14:30
29 ноября, 12:38
2 фото
28 ноября, 20:07
2 фото
28 ноября, 16:12
28 ноября, 13:23