Левочкин о законе об олигархах: В разные времена режимы грабили-давили богатых, отбирали их имущество в пользу себя, республик или рейхов  

8 июля 2021, 20:21

Народный депутат от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Сергей Левочкин в блиц-интервью изданию «ГОРДОН» впервые прокомментировал законопроект об олигархах, рассказал, внесут ли его и его коллегу по ОПЗЖ Виктора Медведчука в реестр олигархов и собирается ли он создавать новую партию с еще одним представителем политической силы, нардепом Юрием Бойко.

- Одна из главных тем сегодняшней политической повестки дня – закон об олигархах, принятый в первом чтении. Как вы относитесь к этому закону?

– В этой повестке нет новизны – власть банально эксплуатирует тему имущественного неравенства для поддержания своего политического рейтинга. Эта игра не нова. На настроениях бедного большинства в разные времена в разных обертках режимы грабили-давили богатых, отбирали их имущество в пользу себя, республик или рейхов. Проще говоря, нынешняя «антиолигархическая» кампания решает задачу укрепления вертикали и сохранения власти.

Как закон об олигархах поможет решить эту задачу?

– Для преодоления имущественного неравенства и построения более справедливого общества нужно победить бедность, и тут есть два пути решения. Трудный, но реальный – восстановление экономики. Как видим, в силу разных причин власть с этой задачей не справляется. Поэтому они пошли по пути простому: написали законопроекты против богатых сограждан, рассказав остальным, что если прижать богатых – заживем. Отнимем и разделим, обидим, наедем – игру такую для поддержания рейтингов начали. Но не даст она успеха, не будет достаточного экономического эффекта для преодоления диспропорций, бедности, поэтому закончится поражением власти, обманутыми ожиданиями бедных, новым недовольством людей.

С другой стороны, ваши оппоненты вам сейчас возразят и скажут, что вы критикуете закон о деолигархизации только потому, что сами можете подпасть под него.

– В моих словах нет критики, только анализ того, что происходит.

Но если закон примут – вы будете считаться олигархом? Какие для вас это будет иметь последствия и что вы будете делать в таком случае – согласитесь с внесением в реестр олигархов или будете избавляться от каких-то активов? И каких?

– Про «запишут – не запишут«… В нынешней ситуации, с ручным управлением верховенством права власть любого запишет, если захочет. Даже вас. (Смеется).

Тот же вопрос по вашему коллеге по партии Виктору Медведчуку.

– Тут лучше обратиться к Виктору Медведчуку.

Не секрет, что ОПЗЖ состоит как минимум из двух основных частей. Лидером одной части является Виктор Медведчук с Вадимом Рабиновичем, вторую неформально возглавляете вы и Юрий Бойко. И опять же, не секрет, что между этими двумя частями в партии исторически очень сложные отношения. После решений СНБО по Медведчуку и падения его рейтинга стоит ли ожидать, что ОПЗЖ распадется и вы с Юрием Бойко создадите новую партию? И когда это может случиться?

– ОПЗЖ – лидирующая оппозиционная сила с электоральным ядром на юго-востоке страны. Позиции ОПЗЖ будут только укрепляться, в том числе и по причине давления власти на партийцев и ценностей, которые партия исповедует.

- Вернемся к законопроекту про олигархов. Возможно, в «Слуге народа» считают, что борьба с олигархами – популярная электоральная тема, работающая как раз на рейтинги партии?

– Здесь есть смещение акцентов. Популярна тема перераспределения доходов в обществе – с тем, чтобы обеспечить всем гражданам уровень, достаточный для жизни, а не выживания. Украина в этом не эксклюзивна – такие настроения сейчас есть в любом государстве. Однако правительства в других странах для этого стимулируют экономический рост, регулируют монополии, налоговые базы, ставки, давят коррупционеров, а не занимаются персональной дискриминацией состоятельных сограждан.

Что касается рейтингов, то окружение президента за два года рейтинг профукало. Его уменьшали невыполненные обещания, внутренние склоки, некомпетентность в окружении президента Зеленского. Была огромная поддержка – 73%, а сегодня у власти отрицательный баланс доверия/недоверия, и большинство граждан хочет ее смены.

Но главная «рейтингоминусующая» ошибка власти – это отсутствие действий для консолидации украинского общества и отказ от политической инклюзивности. Вместо этого пошли по провальному пути давления на оппонентов, ценности, язык, историческую память значительной части общества.

Однако рейтинг у президента первый.

– Это заслуга самого Зеленского, достижение вопреки действиям окружения. Нынешний президент по сравнению со своими предисессорами (predecessor на английском – предшественник. – «ГОРДОН») – пиар-машина. Крайне публичный, работоспособный, легкий на подъем, и несомненно, он пришел во власть с хорошими намерениями.

Но дальше наступил предсказуемый кризис из-за низкой управленческой эффективности и отсутствия стратегий. Поэтому рейтинг провалился и его начали спасать. Сначала – популистскими акциями и обещаниями, а потом, когда это не сработало, – не очень законными публичными «расстрелами» политических оппонентов и просто состоятельных граждан, которые, к слову, как это уже неоднократно бывало, развалятся в судах и превратятся в причины для новых преследований в следующем политическом цикле. В последнее время скатились к действиям совсем незаконным. К примеру, все знают, что из Офиса [президента] дают прямые команды силовым ведомствам преследовать граждан Украины, неугодных режиму или просто кому-то несимпатичных. Это не очень работает, но команды-то дают.

- Вы говорите, что Кабмин не справляется с задачей по восстановлению экономики. Но именно для этого был запущен проект «Большое строительство».

– «Большая стройка» – в подавляющем большинстве случаев это запуск десятилетних недостроев, а также замена дорожного покрытия. Именно замена, а не дорожное строительство. Такая программа не могла дать серьезного экономического эффекта и ожидаемо не дала: объемы производства в строительной отрасли в январе – мае 2021  года в сравнении с этим же периодом 2020 года сократились на 6,1%.

При этом считаю крутой штукой историю с «Большой реставрацией». Тут может получиться, поскольку в данном случае освоение средств – не самоцель. Не просто восстанавливается историческое наследие, а воссоздаются туристические центры, объекты гордости и притяжения.

То есть «Большая реставрация» способна дать толчок восстановлению экономики?

– Это только один из шагов. Правильный, но не ключевой. Главное – отказаться от популизма, на который нанизана вся нынешняя экономическая политика. Из-за этого сегодня теряются рынки, убиваются стратегические государственные предприятия.

Если в 2019  году государственные монополии в целом показали положительный финансовый результат, то по итогам 2020-го оказались в катастрофических убытках – почти 42 млрд грн. Правительство понимает, что его экономическая политика неправильна, но отказаться от популизма не может, поскольку не видит других способов поддержания рейтинга.

Из-за этого противоречия происходит шараханье – от стремления понравиться МВФ и выполнить рекомендации кредиторов до попыток рулить по-своему и уволить их ставленников. Но повторю: если власть не откажется от популизма, ни улучшить уровень благосостояния, ни обеспечить рост экономики, ни сохранить поддержку людей она не сможет.

А какова альтернатива?

– Нужны мир на Донбассе, понятная программа восстановления рынков для украинских товаров, экономический патриотизм, поддержка своего производителя, изменение структуры экономики, эффективное госуправление. Нужно увеличение прямых инвестиций, создание нормального фондового рынка, а это возможно только в мирной стране. Нужна поддержка, а не дискриминация отечественного капитала, стимулирующая налоговая политика вместо «соковыжималки». Но такого подхода, к сожалению, нет.

Второй год у правительства даже нет утвержденной программы деятельности. Большинство проектов едут бессистемно, хаотично, краткосрочно и в отрыве от реальных потребностей людей и бизнеса. Многие заявленные проекты банально не будут профинансированы, так как у правительства нет денег – оно сидит на игле еженедельных заимствований в среднем в 8 млрд грн для финансирования госрасходов. Отсюда растет госдолг – на 400 млрд за последние два года, отсюда и падение ВВП в течение пяти кварталов подряд, и рост безработицы и бедности.

Но первый пункт – мир на Донбассе – зависит не от Зеленского и не от Кабмина, а от президента России Владимира Путина. Поэтому тезис о мире нужно адресовать ему, а не украинской власти.

– Война идет на украинской земле, тормозит развитие нашей страны, поэтому для Украины возобновить мир на Донбассе намного больший приоритет, чем для России.    

 
 
Комментарии размещаются сторонними пользователями нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:


   Правила общения на сайте.   Список забаненых