Гетманская булава указала  на Москву — 358 лет Переяславской  раде   

8 января 2012, 09:30

358 лет назад произошло событие, определившее развитие Украины на века — знаменитая Переяславская рада.




Она принадлежит к числу наиболее заидеологизированных, политизированных вех в истории взаимоотношений украинского и русского народов, международной и политической жизни XVII в. Так считают и одесские историки.

8 января 1954 года в Переяславе состоялся старшинский совет запорожского казачества. В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. Не было представителей от мещан (кроме Переяслава).

 Гетман Богдан Хмельницкий обратился с речью к присутствующим:

…Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснений. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого если со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — волная дорога…

В ответ на это, как свидетельствуют очевидцы, участники рады провозгласили: «Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!». Полковник переяславской Тетеря, проходя по кругу, спрашивал народ: «Вси ли тако соизволяете?». Народ ответствовал: «Вси единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш укрепит под его царскою крепкою рукою!»

После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Б. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица царя. Однако,  московский посол В.Бутурлин отказался, заявив, что царь не присягает своим подданным.

Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.

По  отъезду Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий, на каких они хотели бы перейти в подданство  Московской Руси. В форме прошения (« челобитной») царю написали список из 11- ти пунктов, который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи.

После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях  Украины и  Запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю.

Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля были насильно принуждены к присяге казаками. Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков.  Неоднозначно восприняла присягу Запорожская Сечь.

Тем не менее, согласно данным московского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и  крепостные к присяге не приводились).

Резюме: что ни говори, а у гетмана Богдана выбор был невелик: уния с Московским православным царством и братским русским народом; крымско-турецкое рабство под зеленым знаменем пророка; польское ярмо на грани геноцида и ассимиляции. Хмельницкий как патриот своей земли сознательно (пусть и вынужденно) выбрал первый путь, который в большинстве был поддержан народом Украины.   

 
Комментарии размещаются сторонними пользователями нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:

Бродящий меж могил разума   8 января 2012, 13:14 IP: 31.31.116
Только выбирая себе в цари Алексея Михайловича Тишайшего, выбрали заодно и Петра Алексеевича, который к работному люду хоть и уважение питал, но не пощаду, Анну Иоановну с Бироном, распутную Марту с разгоном наследников тех, кто в Переяславе за А.М. ратовал, и внука ее — Александра, принявшего участие в удушении отца своего, и брата его — Николая Палкина и правнука оного — Кровавого, недовешавшего тех, кто его же Кровавого с чадами и домочадцами потом и расстрелял. Да здравствует Великий Гетман, страну и наследников своих отдавший под власть восточных варваров!

Ответить

   Правила общения на сайте.   Список забаненых