Ай, ромалэ, ай, чявалэ! Штрихи к портрету. Взгляд из Одессы  

3 августа 2013, 11:40
Эксклюзив Рупора Одессы

Ромы (цыгане) — народ, который всегда вызывал повышенный интерес. Специфическая, культура, своеобразный менталитет, оригинальное поведение и нетипичные для остальных способы добывания хлеба насущного — всё это и удивляет, и привлекает, а порой и резко отталкивает.




Чем живут сегодня ромы Одесчины, чем занимаются, обосновано ли утверждение об их массовой вовлеченности в криминальную среду? На некоторые из этих вопросов ответил корреспонденту «Рупора Одессы» на пресс-конференции, состоявшейся в первый день августа, председатель областного ромского конгресса «Бахтало дром», доктор филологических наук Сергей Николаевич Ермошкин.

От указал, что по подсчетам самой общины, на территории области ныне проживает около 22 тысяч ромов. Это намного превосходит цифру, указанную Всеукраинской переписью населения 2001 года (4 тыс.чел.). На количество в 22 тысячи ромская община вышла путем небесспорных расчетов — приняв во внимание тех людей, которые в 2005-2007 годах обратились для получения компенсации как пострадавшие от нацистов в годы Второй мировой войны.

Как сообщил С.Ермошкин, все сообщество ромов трудится. «Мы - музыкально-торговый народ, — отметил цыганский лидер, — поэтому вполне естественно, что большинство ромов сейчас, как и многие другие граждане Украины, торгуют на рынках. Мы ничем не хуже других, хотя иногда и подвергаемся дискриминации».

За последние годы, отметил Сергей Николаевич, значительно вырос образовательный уровень ромов. «Если в 1991 году в области было всего 4 цыгана с высшим образованием (2 из них - культурологи), то на сегодня община может гордиться своими юристами, экономистами, врачами. Есть свои госслужащие, инженеры, фармацевт, учителя, воспитатели дошкольных учреждений. Сейчас в высших учебных заведениях от Измаила до Балты насчитывается 19 студентов-ромов, и еще 12 – абитуриенты».

«В ромской общине установка — минимум среднее образование должно быть у всех» - подчеркнул С.Ермошкин.

Лидер областного ромского конгресса как обычно несколько идеализирует ситуацию. Приезжающие в Одессу гости сразу возле железнодорожного вокзала могут столкнуться с группами цыганок, предлагающих погадать (что по словам С.Ермошкина, сегодня невыгодно) и готовых тут же облапошить доверчивых граждан.

Достаточно побывать и в пригородах Одессы: селах Консунцы, Усатово — и тезис о музыкально-торговом народе, стремящемся к поголовному среднему образованию, мягко говоря, тускнеет.

Конечно, ситуацию в тех же Корсунцах с их печально знаменитым ещё в конце 90-х — начале 2000-х годов центром наркомании Палермо нельзя сравнить с сегодняшней. В те годы мало кто рисковал пройти под вечер напрямую возле жилищ местных цыган, из труб которых даже днем курился дымок (там рабы-наркоманы за дозу варили смертоносное зелье). Милиция начисто ликвидировала этот гадюшник и повторила свои очистительные операции в 2006 году. Теперь на улице Колхозной о расцвете цыганской наркоторговли напоминают лишь отдельные полуразрушенные, временно (или навсегда) брошенные дома. Но не стоит забывать, что именно на наркотиках поднялось немало тех, кто ныне торгует на рынках. Образовательный уровень ромов в Корсунцах недопустимо низок, да и род занятий многих из них далек от цивилизованных видов деятельности и граничит с криминальным.

Хотя есть и позитивные исключения. Например, в Корсунцах живет очень авторитетный, уважаемый ром Куба. Всю жизнь он честно трудится, владеет всеми строительными профессиями, отличный водитель, последних лет десять работает на СТО (и один из его сыновей Кузьма пошел в отца). Но такой пример, согласитесь, явно нетипичен.

Так что над вопросами социализации своих подопечных местным лидерам ромов надо ещё работать и работать. И помогать самым обездоленным членам своей общины не только красивыми рассуждениями, но и делом.

Юрий Макаров.

 
 
Комментарии размещаются сторонними пользователями нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:


   Правила общения на сайте.   Список забаненых