Украина и Европа. Какая заграница нам поможет? Взгляд из Одессы
Альтернатива западному выбору была и есть — это интеграция в Таможенный союз, евразийское пространство и отправление в будущее на одном корабле с Россией (фактически под её эгидой), Белоруссией и Казахстаном.
Однако, на фоне готовности нашего руководства перейти на прозападную ориентацию отношения Украины с северо-восточной соседкой серьезно ухудшились.
В телефонных разговорах со своими родственниками и знакомыми, проживающими в России, всё чаще звучат тревожные сообщения о том, что в российских СМИ нагнетается антиукраинская истерия, звучат радикальные предложения не покупать украинское продовольствие, перекрыть газовую трубу, выгнать украинских гастарбайтеров и т. д. и т.п. Причем, такие призывы слышатся из уст отнюдь не рядовых зашоренных обывателей, а от власть имущих персон.
Беспокойство людей по обе стороны российско-украинской границы вполне объяснимо. Мы, восточные славяне, связаны неразрывными узами, от которых никуда не денешься — и ментальными, и духовными, и родственными, и чисто меркантильными.
Сколько, к примеру, русских в Украине? Если судить по официальным данным десятилетней давности — 8334,1 тыс. Причем, реальность этой цифры достаточно сомнительна — не от того, что показатели подтасованы, а от того, что национальность определялась путем самоидентификации: люди причисляли себя к той или иной национальности по собственному желанию.
Количество же украинцев в РФ вообще плавающее. По некоторым оценкам их сегодня до 10 миллионов! Хотя официальная статистика гораздо скромнее. По переписи 2010 года среди постоянного населения России украинцев было 1 927 988 чел. или 1,35 %.
Трудовые мигранты в это число не входят, а их только в Москве ориентировочно около полумиллиона. Всего на заработки в Россию официально отправляются около миллиона граждан Украины, и в страны Западной Европы — столько же. Если Россия перекроет кислород трудовым мигрантам, пострадают прежде всего западные регионы Украины, где доморощенные националисты так рьяно выступают против «клятых москалей» — выходцы из Галичины работают отнюдь не только в Польше, но и традиционно по всем городам и весям матушки-России: и в Приморье, и на золотых приисках в Якутии и Забайкалье, и на лесозаготовках в Иркутской области, и на строительных работах в Подмосковье.
Но, впрочем, не будем отвлекаться от темы и поддаваться излишним эмоциям.
Что такое ассоциация с ЕС, что позитивного она может дать Украине? В идеале
Недавно на сайте Верховной Рады был опубликован эпохальный документ на 236 страницах — рабочий вариант соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом, которым нашей стране предоставляется статус ассоциированного члена ЕС. Статус предусматривает целый ряд прав, обязательств и гарантий.
Вот лишь небольшая выборка.
Так, Украина обязуется соблюдать верховенство права во всех его проявлениях, провести реформы, повышающие эффективность борьбы со злоупотреблением властью, с преступностью, коррупцией, после которых сажать политических оппонентов за решетку по спорным мотивам станет очень проблематично, брать взятки труднее, а наказывать правонарушителей — проще.
Одно из ключевых положений соглашения декларирует взаимную отмену целого ряда пошлин. Этот пункт вместе с пунктом о движении капиталов без преград откроет украинский и европейский рынок друг другу. Хотя создание зоны свободной торговли должно занять до 10 лет. Предполагается, что в результате этого закроется украинский бизнес, производящий низкокачественную продукцию, а тот, кто выстоит, будет вынужден модернизировать производство, а не эксплуатировать мощности, созданные еще в СССР.
Новые подходы в области питания, оплаты труда, образования, здравоохранения, юриспруденции должны создать условия для того, чтобы люди смогли зажить цивилизованно.
Стороны обязуются достичь прогресса в вопросе безвизового режима. Соглашение привязывает отмену виз к плану действий по либерализации визового режима, который Украина выполняет отдельно.
Итак, вперед к евростандартам жизни!
Говоря по-простому, сторонники евроинтеграции на уровне обычного обывателя хотят нормальных зарплат и пенсий (чтобы, например, владельцы предприятий выделяли из своих доходов такой процент на зарплату, как в Западной Европе — а не так, как сейчас поступают доморощенные эксплуататоры), преодоления беспрецедентного разрыва между массой бедных, нищих — и кучки сверхбогатых, решения жилищных и земельных проблем. Люди мечтают о шенгенских визах, дешевых качественных промтоварах, сносе таможенных барьеров, новых возможностях в учебе и работе за кордоном, улучшении работы управленческого аппарата путем эффективной борьбы с чиновниками — коррупционерами, продажными судьями. Проблемы промышленного прогресса — новые инвестиции, технологии — это уже иной уровень, весьма далекий от рассуждений простого человека.
Однако, «чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить» ( так в оригинале стихотворения Льва Толстого). Что же в минусе?
Отечественный промышленный и сельскохозяйственный производитель, а значит, и миллионы рабочих и крестьян, без сомнения, пострадают.
В пролете окажутся авиа- и кораблестроители, работники оборонной промышленности, машиностроители и энергетики — ведь они находятся в едином техническом и технологическом пространстве с российскими коллегами; вследствие резкого уменьшения прокачки газа забуксует газотранспортная система.
К примеру, сейчас экспорт украинских товаров оборонного назначения в РФ составляет около 20% от общего произведенного объема. А что будет в ближайшем будущем? Украинское авиастроение при замораживании связей с Таможенным союзом может исчезнуть вообще. Без комментариев: недавно один из фундаторов Евросоюза — Франция заявила о том, что будет препятствовать выходу на мировой рынок самолета Ан-70 — конкурента её A 400.
Создание Таможенного союза упростило транспортировку грузов по территории входящих в него стран. И транзитные грузы из России и Казахстана в страны Западной Европы выгодно теперь отправлять не через территорию Украины, а через Белоруссию.
Перейдя на «колбасный» уровень, скажем прямо: россияне перестанут покупать наш сыр, конфеты, сахар, горилку, колбасу и др.
К тому же, сегодня между Украиной и РФ действует режим свободной торговли. Пока при ввозе в Россию подавляющее большинство украинских товаров облагается нулевой импортной пошлиной. Для остальных стран, не входящих в Таможенный союз, импортная ставка превышает 9 %. После ассоциации с ЕС Украина может оказаться в их числе.
Ко всему прочему, поспешная европеизация негативно скажется на культурных, духовных, религиозных связях. И Украина, и Россия за последние два десятка лет уже серьезно пострадали от воздействия зарубежной масс-культуры, разгула примитивного и пошлейшего шоу-бизнеса, невероятного увеличения числа малограмотной, абсолютно неинтеллектуальной, нивелированной под самые низкопробные западные образцы молодежи. Отсюда один шаг до полной маргинализации общества, ушедшего от общих национальных истоков.
Причем, надо учитывать, что российский монстр может пойти на всё — даже в ущерб своим экономическим интересам. Ведь в дело вмешивается геополитика.
Для России (путиновского режима) утрата Украины станет серьезнейшим ударом по имперским амбициям. Окончательно вышедшая из сферы влияния Кремля Украина объективно будет главным препятствием на пути возрождения Российской империи. В результате прогнозируемой ответной реакции Кремля на украинскую евроинтеграцию мы можем потерять рынок сбыта товаров, рынок труда, энергоносители и доходы от транзита, да ещё и к своим родственникам-украинцам будем ездить по визам, преодолевая усиленный пограничный и таможенный контроль. Согласитесь — перспектива отнюдь не радужная.
Все эти «за» и «против» приводят к тому, что идея Ассоциации с ЕС в Украине воспринимается неоднозначно. И заявления о том, что большинство наших граждан поддерживают западноевропейский выбор, выглядят сомнительными и заангажированными. Страсти накалились, спорщики ломают копья и приводят всё новые аргументы. Идет нешуточная борьба мнений, которую можно сравнить разве что с полемикой западников и славянофилов в Российской империи середины 19 века.
Возьмем, к примеру, относительно продвинутый, европеизированный Одесский регион. Отношение к Европе здесь всегда было, в общем, толерантным, что свойственно для одесситов с их предприимчивой жилкой и динамизмом. Именно на Одесчине, в начале 2007 года, была легко создана разветвленная структура Европейской партии Украины (другой вопрос, что ЕПУ как перспективный проект вскоре загубили Катеринчуки и иже с ними). Приграничная Одесчина стала основой еврорегиона «Нижний Дунай»; свою космополитично-цивилизационную, привлекательную роль здесь играют порты и моряки-подфлажники, туризм и круизы, совместный бизнес, иностранные инвестиции, технопарки. Носителями европейского влияния и западной культуры так или иначе являются студенты и большинство представителей научной и творческой интеллигенции, многочисленные группы людей, работавших и работающих в западных странах.
И тем не менее, противников Ассоциации с ЕС в Южной Пальмире и прилегающих городах хватает. Это отнюдь не только коммунисты, уставившие билбордами с призывами провести Всеукраинский референдум весь въезд в промышленную Пересыпь (большинство из этих плакатов успели варварски ободрать их оппоненты: то ли правые, то ли регионалы). Пророссийское лобби в Одессе традиционно устойчивое — слишком многое и у многих связано с РФ.
Достаточно показательно, на наш взгляд, отразил общественное мнение опрос, проведенный весной «Рупором Одессы» , на тему: «С кем сегодня по пути Украине?», в котором приняли участие около 1700 респондентов. За целесообразность приоритетного сотрудничества с Россией и Таможенным союзом высказалось 23,3%, с Евросоюзом — 21,5%. 19,4% считают, что стране нужен свой украинский путь. За то, что Украине по пути с Китаем, высказалось 18,6%, с США — 17,2%.
Даже с поправкой на массированную пропагандистскую обработку населения в пользу ЕС, которую проводят ведущие СМИ, принципиально мнение жителей Южной Пальмиры и сегодня не поменялось. Причем, проблема явно волнует не только местный политбомонд, бизнесовые круги, ученых-аналитиков, экспертов, политологов, мнение которых, как показала августовская общегородская дискуссия, разделилось практически пополам, но и значительное большинство традиционно аполитичных простых одесситов, осознающих, что от выбора стратегического курса Украины зависит их дальнейшая судьба.
Так что прежде чем стать правоверными европеоидами, всем нам — снизу доверху надо крепко и о многом подумать.
Огромная ответственность за окончательный выбор внешнеполитического и внешнеэкономического курса ложится прежде всего на руководство страны. Окажется ли оно на высоте поставленных исторических задач, не сведется ли всё к поиску сиюминутных политических и бизнесовых выгод и попыткам получить их в кратчайшие сроки? Результат от Ассоциации может быть только в том случае, если госаппарат всех звеньев заработает эффективно, кадровая политика будет построена по профессиональному, а не по клановому признаку, борьба с коррупцией и мафией не будет сводиться только к показательным поимкам мелких взяточников, олигархат станет жить скромнее, а уровень жизни в стране хотя бы не упадет. Кроме того, нужен конкретный и реальный план минимизации и локализации социальных и экономических рисков, которые неизбежно возникают при одностороннем евровыборе. Иначе, если люди снова почувствуют себя обманутыми, окунутся в омут безработицы — неизбежны дестабилизация и социальный взрыв.
Незачем строить иллюзии: мы имеем дело с жестким прагматизмом — и со стороны ЕС (европейские политики — отнюдь не добрые дядюшки, несмотря на ласковые улыбки и либеральные разглагольствования), и со стороны России Владимира Путина. Надо четко осознавать, что Украина для Европы — это прежде всего рынок сбыта залежалых товаров и буфер против «российского медведя» — всё остальное только антураж. Им не нужна наша дешевая рабсила, да и наше продовольствие им постольку-поскольку. А потребует Брюссель от Украины многого.
Для России же мы всего-навсего потребители сырья (разговоры о защите соотечественников — не более чем крокодиловы слезы); мы, по её понятиям — та же буферная зона, отделяющая нефтегазовую империю от ЕС, а кроме того — территория, которую ни в коем случае нельзя упустить с точки зрения великодержавности.
Проблема заключается в том, чтобы в случае обретения статуса ассоциированного члена ЕС исхитриться не разбить окончательно горшки с Россией. Поэтому любые крайности, когда одни безальтернативно хотят в Европу, а другие — только в Азиопу (по меткому выражению Михаила Задорнова), сегодня вредны и небезопасны. Ибо как писал великий поэт Александр Блок: «Мильйоны вас - нас тьмы и тьмы, и тьмы, попробуйте, сразитесь с нами!»
Украине при любом исходе нужна разумная самодостаточность - в экономике, культуре, этнонациональных, религиозных отношениях. Украина, конечно, не Россия (увы, по некоторым показателям даже не Россия), но и не Европа в их, западников, понимании — корень-то у восточно-славянских народов общий.
Хотелось бы посоветовать ортодоксальным евроинтеграторам прочитать (или перечитать) монографию Николая Данилевского «Россия и Европа» — не столько для понимания «загадочной русской души», а прежде всего, кто мы и с кем мы, украинцы. Изданная в 1871 году, эта книга была сразу названа катехизисом славянофильства, панславизма (что является явным преувеличением и натяжкой), на неё обрушились (да и до сих пор обрушиваются) либералы всех мастей.
Данилевский поставил глобальные вопросы: тождественна ли цивилизация Европы общечеловеческой, насколько ценной является её цивилизаторская роль ? И обосновал понятие славянского культурно-исторического типа, с которым могут мирно и продуктивно сосуществовать другие исторические типы (отнюдь не принижая национальное достоинство малых по численности национальностей), детально проанализировал различия в психологии, духовных ценностях различных народов. И его слова о насквозь меркантильном загнивающем Западе имеют долю правды (20-й век тому дал множество примеров).
И резюме: в конце-концов, если заключение соглашения с ЕС и сорвется — то по большому счету ничего ужасного не произойдет (если исключить отдельные персоналии). Хуже уже не будет. Более того, появится отсрочка, останется время для лавирования, поисков и торга.
Пора нам тоже стать национально мыслящими прагматиками-государственниками.
А что до утверждения о невозможности усидеть на двух стульях — так ведь искусство политика в том и состоит, чтобы умудриться это сделать.
Deribaska 12 октября 2013, 17:41 | IP: 188.115.185. |
Ответить
Александр Редькин 23 ноября 2013, 10:45 | IP: 85.238.115. |
Ответить
Правила общения на сайте. Список забаненых
Сегодня, 15:35
20 ноября, 19:21
2 фото
20 ноября, 16:22
1 фото
20 ноября, 14:30
20 ноября, 14:28
20 ноября, 12:39
20 ноября, 12:35
20 ноября, 10:24
19 ноября, 17:17
2 фото
19 ноября, 14:47
19 ноября, 12:27
2 фото
18 ноября, 17:09
18 ноября, 16:44
2 фото
18 ноября, 16:36