Скрипка — это  душа Одессы,  школа  Столярского  - её визитная карточка

15 ноября 2011
Евгений Леонидович, первый вопрос отчасти несколько не по теме. Пётр Столярский родился в Винницкой области, но всю жизнь учился и плодотворно работал в Одессе. Мы можем считать его истинным одесситом — по духу, по поступкам, по чертам характера?

Живя в Одессе — мы все одесситы… Столярский родился в простой семье, которая относилась к когорте народных музыкантов — клезмеров. Классического образования не получил. С точки зрения истории музыкальной педагогики многие вещи делал вопреки её тогдашним канонам. И при этом один из столпов музыкального искусства Давид Ойстрах называл Столярского единственным учителем в своей жизни…

Раньше бытовало выражение «врач-диагност». О Столярском же можно было сказать — педагог-диагност. Он принимал в ученики далеко не всякого способного ребенка, зато, гуляя по городу, подходил к детям и безошибочно определял талант — и брал к себе.

  

А как вы прокомментируете и разъясните известный афоризм Столярского: «Мне не нужны талантливые дети – мне нужны талантливые родители»?

Это тема отдельного разговора. Обучение музыке — это ручной труд, но ни один ручной труд не бывает легким. Здесь не обойтись без помощи родителей. Одесские мамы положили себя на алтарь своих детей. Благодаря им появились выдающиеся музыканты. Из числа представителей старой одесской музыкальной школы — Сергей  Кравченко (заслуженный артист России, профессор и заведующий кафедрой Московской государственной консерватории им. П.Чайковского).

А вот теперь уже традиционный вопрос: выдающемуся скрипачу-педагогу Петру Соломоновичу Столярскому  18 ноября исполняется 140 лет. Как школа его имени хочет отметить юбилей своего создателя? Какие мероприятия приурочены к этой дате?

18 ноября ознаменуется фестивалем, на который мы приглашаем истинных ценителей музыки.   Школа   будет презентована —  представит свой творческий отчёт: на сцене филармонии выступят симфонический оркестр, хор, ансамбли скрипачей, бандуристов   и солисты, что помимо прочего — и зрелищно.   Будут играть наши талантливые дети, которые, несмотря ни на что, находят в себе силы заниматься музыкой.

Нам, конечно же, традиционно помогают Галина Зицер, Роман Бродавко. Вместе с тем, х   очу выразить искреннюю благодарность людям, оказавшим поддержку в проведении фестиваля — прежде всего нашему губернатору Эдуарду Матвийчуку (он здесь всего два года, а тем не менее проникся нашими проблемами, а ведь есть одесситы, которые просто проходят мимо), а также вице-губернатору Дмитрию Волошенкову, начальнику управления культуры и туризма облгосадминистрации Владиславу Станкову — молодым перспективным менеджерам.

Какими успехами встречает юбилей Столярского первая в СССР специализированная музыкальная школа для одаренных детей? Учениками легендарного педагога были личности, тоже вошедшие в легенду  музыкальной школы - Натан Мильштейн, Борис Гольдштейн, Елизавета Гилельс, ну и, конечно же - Давид Ойстрах. А что сейчас? Питомцы школы Столярского до сих пор определяют панораму скрипичного (и не только) искусства?

 В Советском Союзе успехи в развитии музыкального искусства были большие, но, к сожалению, всё было политизировано.

 Однако, любой ученик должен иметь возможность реализовать себя на сцене. Положительным явлением нынешнего времени стало открытие границ — теперь нашим дети ездят по всему миру, становятся лауреатами различных конкурсов. С профессиональной точки зрения это способствует становлению подлинных музыкантов. С другой стороны — расширяется общий кругозор наших воспитанников. Мы не можем это не приветствовать: педагог живёт учениками, живёт делом, живёт музыкой.

 

 Главное — научить учеников любить музыку, настроить так, чтобы трудности их не отпугивали.

 В целом же, приоритетная задача нашей школы — воспитать интеллигентных, культурных людей.

 А в каких странах, Евгений Леонидович, Вы побывали?

 Больше сидел на месте. А выезжали — в Швейцарию, Венгрию, Австрию. Для меня как директора школы есть объективные трудности для выезда: этот коллектив сложно оставлять надолго. Кроме того, я не только директор. Я прежде всего — преподаватель. У меня есть ученики, а их нельзя оставлять.

Леонид Утесов называл Столярского «изобретателем конвейера талантов», а Исаак Бабель называл  Вашу школу «фабрикой вундеркиндов»? Вы согласны с такими определениями, или подлинный талант — это сугубо индивидуальное явление? Говорю об этом не случайно- ведь в последние годы Россию и Украину захлестнули всевозможные проекты под общим названием — «Фабрики звёзд».

Захлестнуло — значит кому-то это нужно…

Но я очень боюсь этих слов — «фабрики звёзд». В нашей школе занимаются «обычные гениальные дети» (говоря словами Столярского).

Педагоги работают штучно. Надо очень аккуратно, очень бережно снять шелуху с каждого человека. Я сравниваю это с чисткой лука — пока снимешь шелуху — успеешь наплакаться.

Как бы успешно не был отлажен фабричный процесс, он подгоняет всех под один стандарт. Вспомните такое выражение — индпошив. Хороший профессиональный портной помогал человеку в его естественном желании быть красивым. Так и у нас, музыкальных педагогов — на первом плане индивидуальная работа. Для того, чтобы женщина прекрасно одевалась, ей не обязательно быть технологом верхней одежды. Нужен вкус и стиль, а они передаются генами и прививаются.

Что было хорошо в Советском Союзе — везде при каждом клубе были музыкальные кружки, которыми охватывалось большое количество детей, выделялись деньги на приобщение молодёжи к искусству — и государством, и профсоюзами.

О нынешней эстрадной музыке: я как-то был на концерте Валерия Меладзе, сидел в пятом ряду в нескольких метрах от звуковых колонок. Шумовой эффект был ужасным. Кроме того, исполнителям приходится прыгать на сцене по 40-50 минут — отсюда привычка петь под фонограмму.

В современном меркантильном, бездуховном мире масс-культуры  кому-то нужно высокое искусство?

Высокое искусство безусловно нужно. Очень многие к нему приходят с годами. Всё должно быть в меру. Моцарт нет должен конкурировать с Аллой Пугачёвой. Нет подлинной культуры — нет умения мыслить, слушать и слышать. Масс-культура — это как американское кино, примитивно продвигающее насилие и жестокость.

Мы стараемся пропагандировать классическую музыку, выступая как равноправные партнеры с детьми, идём в разные аудитории. В начале концертов неподготовленные к высокой музыке дети ведут себя безобразно, но вскоре затихают и просят исполнения на бис.

Да, но в Германии мы видим совсем другое отношение людей к классической музыке…

Немцы слушают по-другому. Там другая система музыкального воспитания вообще.

У нас принцип: вы меня заставили — и я закончил музыкальную школу для вас (родителей).

У них - тратятся колоссальные деньги на разные учебные заведения, на организацию того, что называется искусством (пример — консерватория в Берне). У них не вдалбливают насильно нотную грамоту — распространено ансамблевое музицирование (ученик может исполнять всего несколько нот). При этом всячески популяризируются успехи детей. Акцент ставится на том, что я тоже когда-то играл, тоже участвовал в концертах — об этом знакомые вспоминают через много лет. Это приводит к тому, что музыка — навсегда праздник.

Перейдём к делам серьёзным и прозаическим. Охарактеризуйте  нынешние основные  проблемы школы.

Нет случаев опоздания с зарплатой. Все необходимое поставляется как часы. Ремонту же никогда нет альтернативы. Школе повезло, что реконструировалась Екатерининская площадь — спасибо Руслану Тарпану. Депутат Юрий Преснов помог отремонтировать большой зал.

Больше всего волнуют проблемы музыкальных инструментов. Ранее было две фабрики по их производству — в Одессе и Чернигове. Сегодня они закрыты. А ведь только в самой Одессе 22 музыкальные школы (в том числе школы искусств). Тех пианино, которые когда-то были чуть-ли не в каждой одесской семье — уже нет, оставшиеся — изнашиваются. Производство музыкальных инструментов надо возродить. Здесь для меня нет национальных границ. Мы же не глупее китайцев. Их музыкальные инструменты по всему миру. Нам остается или закупать китайскую продукцию, или производить свою.

Я — сторонник возрождения отечественного производства (чтобы у нас были свои пианино, скрипки, виолончели). Было бы желание — космос, например, у нас налажен очень хорошо, авиастроение… Неужели мы не можем сделать пианино? В Одессе огромное количество ресторанов, но они все пустые и полупустые. Люди вкладывают колоссальные деньги в ресторанный бизнес — почему бы не вложить их в производство музыкальных инструментов — спрос-то есть?!

Конечно, голодный человек думает прежде всего о еде. Соответственно и у школы лет 5-6 назад был свой трудный период с набором учеников. Но сейчас нет отбоя от желающих придти к нам.

Основные постулаты не уничтожит никто: благодаря музыке ребенок уйдет с улицы, уйдёт от наркомании, алкоголизма.

В столице, где я часто бываю по работе, порядка ещё меньше, чем в Одессе — встречаешь толпы молодёжи на улицах с джин-тоником, пивом (и преобладают девушки). Наша задача — оторвать детей от улицы, вернуть в концертные залы.

Конечно, мы не оазис коммунизма. Стараемся делать всё, чтобы облагораживать человека, но у каждого есть свой предел благородства.

   
Комментарии размещаются сторонними пользователеми нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:

Jkz   17 ноября 2011, 09:53 IP: 91.124.36.
хочу выразить искреннюю благодарность людям, оказавшим поддержку в проведении фестиваля — прежде всего нашему губернатору Эдуарду Матвийчуку (он здесь всего два года, а тем не менее проникся нашими проблемами, а ведь есть одесситы, которые просто проходят мимо)
 По моему, этой цитатой все сказано. Матвийчук какой бы он ни был политик, одним нравится одним нет, все равно чудесной души человек.

Ответить
Гонзалес   26 ноября 2011, 16:13 IP: 178.137.158.
Ох и сладко же ты стелешь, Леонидыч!
И говоришь красиво…смотри, не проотвечайся.

Ответить
Чимароззо   13 июля 2013, 17:03 IP: 5.28.181.
Насчёт того, что у каждого есть свой предел благородства, это ты правильно сказал с ухмылкой и тонким намёком. Особенно это касается коррупции, которую ты с таней Фоминой там разводишь, что у всех  на устах. А еще одна… взяточница и невестка убийцы многих затонувших людей — бывшего капитана «Адмирала Нахимова» Маркова, гляди! ? и на повышение пошла. С ума сойти, что творится!

Ответить

   Правила общения на сайте.   Список забаненых