Сергей Гриневецкий: «К юбилею СНГ предстало перед необходимостью существенного обновления своей деятельности»

24 октября 2011
Достойно отметить двадцатилетие Содружества Независимых Государств — важно и необходимо. Так распорядилась история, что на очень крутом ее повороте Содружеству пришлось взять на себя непростую, не имевшую прецедента в прошлом миссию — способствовать цивилизованной трансформации союзного государства, выстраивать на его основе отношения между новыми независимыми государствами, бывшими частью единого государственного организма.

Юбилей — прекрасная возможность оценить проделанную Содружеством работу, определиться с его дальнейшими перспективами, и я хотел бы остановиться на следующих моментах. Во-первых, крайне важно придать Содружеству новое дыхание, сделать его деятельность более эффективной, полнее отвечающей принципиально новой обстановке, в которой находятся наши страны. Необходимо определиться, что из накопленного Содружеством арсенала следует сохранить и развить, от каких — устаревших, или не оправдавших себя форм работы — придется отказаться.

Во-вторых, новых подходов в деятельности Содружества требуют глобальные изменения, происходящие в мире: перегруппировка сил, становление новых центров влияния, усиление интеграционных процессов и тенденций, в том числе, на пространстве бывшего Советского Союза, в целом на евразийском континенте.

Становится очевидным, что, несмотря на определенное различие политических и экономических систем в бывших союзных республиках, их национальные интересы могут быть реализованы лишь на основе всестороннего взаимовыгодного сотрудничества. Особое значение обретает взаимодействие с межгосударственными объединениями и структурами, такими как Евросоюз, ШОС, БРИК, Таможенный Союз.

В-третьих, важность более тесного объединения усилий субъектов Содружества диктуется обострением глобальных энергетических, продовольственных, водных проблем, необходимостью преодоления последствий природных катаклизмов и техногенных катастроф, приспособления к климатическим изменениям, решением демографических проблем. Без поддержки соседей и партнеров крайне сложно противодействовать новым вызовам международному миру и безопасности — терроризму, организованной преступности, пиратству, нелегальной миграции, наркобизнесу.

Особое значение в этих условиях обретает борьба с коррупцией. Из родовой болезни, проявившейся на начальном этапе становления независимых государств, она превратилась в своеобразную раковую опухоль, грозящую уничтожить молодые государственные организмы. Доходит до того, что коррупционная составляющая начинает играть важную роль в межгосударственных отношениях.

Еще один серьезный вызов, с которым уже пришлось столкнуться странам-членам Содружества — это технологическое отставание. Степень доступа и освоения новых технологий может стать новой линией разделения между странами.

Межпарламентской Ассамблеей СНГ, ее постоянными комиссиями накоплен уникальный опыт согласования правового регулирования деятельности государственных органов наших стран, направленных на решение указанных проблем. Мы высоко ценим опыт разработки модельных законопроектов и считаем, что дальнейшее совершенствование деятельности на этом направлении остается одной из основных задач Содружества.

В-четвертых, представляется чрезвычайно важным повысить роль Содружества в утверждении доверия в отношениях между государствами, формировании единого пространства безопасности от Атлантики до Тихого океана, преодолении конфронтационного мышления и блокового подхода. Как государство, провозгласившее проведение политики внеблоковости одним из принципов своей внешней политики, Украина заинтересована в укреплении и развитии положений Будапештского Меморандума от 5 декабря 1994 года «О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия», а также в устранении из практики межгосударственных отношений принуждения любого рода, включая экономическое.

В-пятых, крайне важно дополнить межгосударственное взаимодействие наших стран межрегиональным сотрудничеством. Так в рамках Европейского Союза давно и успешно действует Комитет регионов, известна и деятельность Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, таких организаций, как Ассамблея европейских регионов и других объединений и структур.

Есть позитивный опыт межрегионального сотрудничества и на просторах Содружества. В качестве примера можно привести деятельность Постоянно Действующего Рабочего Совещания глав регионов Украины и России «Содружество регионов», созданного в Одессе в 2003 году. Хотя его деятельность была свернута по политическим причинам, работа этой структуры показала, что межрегиональные отношения могут быть не только дополнением к межгосударственным, но и стимулировать последние.

О плодотворности такого диалога свидетельствуют и итоги состоявшегося недавно в Донецке Второго Украинско-Российского межрегионального экономического форума, в ходе которого был подписан ряд соглашений о сотрудничестве между регионами двух стран, межправительственное соглашение о порядке пересечения украинско-российской государственной границы жителями приграничных регионов Украины и Российской Федерации, а также ряд межведомственных соглашений, касающихся работы таможенных служб.

Думаю, что нам стоит задуматься над созданием Межрегиональной Ассамблеи СНГ в качестве консультативного органа, который способствовал бы развитию связей и сотрудничества, в том числе трансграничного, между регионами, содействовал поиску партнеров.

К своему юбилею Содружество предстало перед необходимостью существенного обновления своей деятельности, и, думаю, было бы вполне логичным, чтобы в свое новое десятилетие оно вошло с конкретной программой трансформации.

(Из выступления на заседании МПА, посвященном 20-летию СНГ)

Час Пик

  
Комментарии размещаются сторонними пользователеми нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:


   Правила общения на сайте.   Список забаненых