Рош Ашана

28 сентября 2011


У евреев летоисчисление ведется с момента основания мира, и в ближайшие дни мир вступит в 5772 год своего существования, причем новогодний праздник  Рош Ашана соответствует шестому дню Творения, когда был создан первый человек — Адам.

Название «Рош Ашана» переводится с иврита как «голова года» и празднуется два дня подряд — первого и второго числа еврейского месяца тишрЕй. Поскольку еврейский календарь — лунно-солнечный, то даты в нем немного «плавают» относительно привычного нам календаря. В этом году 1 и 2 тишрЕя придется на 29 и 30 сентября (нужно помнить, что у евреев день начинается с вечера предыдущего дня, так что новогодние празднования начнутся вечером 28 сентября).

Но Рош Ашана – это не просто старт нового календарного сезона. Это еще и День Суда над всеми обитателями Вселенной. В этот день определяется, что произойдет с человеком в течение наступающего года. Еврейские мудрецы говорили: «Три книги открывает Бог в Рош Ашана: одну для злодеев, другую для праведников и третью для обычных людей. Праведникам немедленно подписывают и скрепляют печатью решение о продлении жизни, злодеям – смертный приговор, а дела всех остальных людей откладываются до Йом КипУра. Раскаявшихся ожидает жизнь, нераскаявшихся – смерть». Причем, в Рош Ашана не определяется попадет ли человек в рай или же в ад, а только его судьба в этом мире и на этот год.

Накануне праздника принято просить другу у друга прощения за все обиды, нанесенные даже случайно в прошлом году.

Традиционно евреи начинают отмечать праздник в синагоге, где после вечерней молитвы говорят друг другу: «ЛешАна товА тикатЕв ветехатЕм!» то есть «Желаю тебе, чтобы Всевышний записал в Книгу Жизни, что у тебя будет счастливый год и скрепил эту запись печатью!».

После этого все расходятся по домам, где их ждет праздничная трапеза с традиционными символическими блюдами. В этот вечер едят сладкие яблоки, которые окунают в мед (чтобы год был сладким) и рыбью голову (чтобы в этом году быть как голова, а не хвост). Также желательно, чтобы на столе стояло как можно больше сладостей и ничего соленого, кислого и острого.

В каждый из двух дней евреи собираются в синагоге чтобы послушать звук шофАра — бараньего рога, чей резкий трепещущий звук должен пробудить в сердцах раскаяние.


В один из дней праздника (обычно в первый) совершают церемонию «ташлих». Для этого спускаются к какому-либо водоему – реке, озеру, морю (туда, где живет рыба, хоть к аквариуму, но приятнее все-таки — к морю) и стряхивают края одежды, как бы сбрасывая грехи в воду. Этот обычай подтверждается словами пророка Нехемии: «Вытряхнул я полы свои и сказал: «Так вытряхнет Бог каждого». Тем самым, как бы показывается всем избавление от груза и тяжести всех своих грехов и дурных поступков. Это церемония «облегчения совести» называется «ташлих», что значит «ты сбросишь», а позаимствовано название из предсказаний пророка Михи: «И ты сбросишь все наши грехи на дно самого глубокого моря».

 

Foto segodnya.ua

Первые десять дней месяца тишрей особенные и называются на иврите «Ямим нораИм» — «Дни трепета» или «Грозные дни». Ничего общего с «Днями окаянными» Бунина здесь нет. «Грозные дни» («ямим нораим» на иврите), они же «Дни трепета», они же «Десять дней раскаяния» — это период от праздника Рош ѓа-Шана до Йом Кипура. А название этих дней напоминают человеку об их значении: это время между двумя днями суда, между Рош ѓа-Шана, когда выносится приговор, и Йом Кипуром, когда на вынесенном приговоре ставят печать.


Ну а на следующий после праздника день евреи постятся (Пост Гедальи). Пост был установлен мудрецами после смерти Гедальи, сына Ахикама, последнего правителя Иудеи, убитого Ишмаэлем, сыном Нетаньи. Вообще-то Гедалья был убит второго (или первого) тишрея, но поскольку в праздник нельзя поститься, то пост начинается после Рош ѓа-Шана.

Пост продолжается от восхода солнца до появления первых звезд, и все это время воздерживаются от любых еды и питья. В этом году пост из-за того, что следующий после Рош-Ашана день приходится на субботу, будет перенесен на воскресенье и продлится 2 октября с 05.27 утра до 18.07 вечера.


В статье использованы материалы, любезно предоставленные Одесской иудейской общиной «Хабат Шомрей Шабос».

  
Комментарии размещаются сторонними пользователеми нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:

Дядя Дима   6 октября 2011, 13:22 IP: 46.202.177.
Happy New Year тогда!

Ответить

   Правила общения на сайте.   Список забаненых