Одесские страсти по Давиду Ойстраху. Уродливое решение и его всемогущие лоббисты
И где как не в Южной Пальмире нужно достойно увековечить имя музыканта, отлив его в гранит и бронзу!
Однако, именно этот вопрос стал предметом громких и скандальных дискуссий. А его предлагаемое решение настолько спорно, что заслуживает очередного подробного рассмотрения и анализа.
Кто же за этим решением стоит?
Хроника событий такова. Идея установкипамятника Ойстраху в Одессе родилась еще в 2008 году. Именно тогда директор Международного скрипичного конкурса имени великого скрипача Игорь Курылив стал собирать подписи в поддержку установки монумента. Проблема медленно стала сдвигаться с рельсов.
Экс-мэр Южной Пальмиры Эдуард Гурвиц насвоейпоследней сессии горсоветасообщил, что от бывших одесситовиз-зарубежа поступило предложение о финансировании сооружения памятника ДавидуОйстраху на Театральнойплощади. Эдуард Иосифович как человек разумный и прагматичный тогда заметил,что следовало бы сначала спросить согласие на то уодесситов. А потомзаконно направил вопрос на рассмотрение топонимической комиссии горсовета.
В дальнейшем было решено установить скульптурную группу на Сабанеевом мосту, возле школы им.Столярского.
Что было вполне разумно. Ансамбль Театральной площади входит в ядро центрального исторического ареала Южной Пальмиры. И корректировать его небезопасно для сохранения самобытного облика города.
Однако, авторы проекта – киевский скульптор Николай Олейник и главный одесский архитектор Владимир Глазырин настаивали на том, что изваяние должно стоять именно на Театральной площади, со стороны ул. Ришельевской, возле ресторана гостиницы «Моцарт».
21 декабря 2012 года сессия горсовета не стала рассматривать резонансный вопрос, перенеся его на следующее заседание.
В дело включилось, не оставшись в стороне, и управление объектов охраны культурного наследия Одесской облгосадминистрации.
Вот выписка из его примечательного заключения № 01-12/3 от 03.01.2013 года : «В соответствии с утвержденной научно-проектной документацией согласование программ и проектов, дачу разрешений на проведение работ в исторических ареалах производит центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия — Министерство культуры Украины. В ноябре 2012 года инициативная группа представителей творческой интеллигенции обратилась к Одесскому городскому голове с предложением инициировать внесение изменений в решение горсовета о согласовании нового места размещения памятника Ойстраху — на Театральной площади. Авторы считают, что бюст на пьедестале является не памятником, а скульптурной композицией, то есть принадлежит к малым архитектурным формам, установка которых регулируется Законами «О регулировании градостроительной деятельности» и «О благоустройстве населенных пунктов». Таким образом, по мнению инициаторов, установка композиции не требует проведения конкурса и исполнения других требований, определенных порядком сооружения памятников и монументов».
В констатирующей части письма-заключения говорится: в настоящий момент, отсутствует и разрешениеМинкультурына сооружения чего-либо перед школой им. П.Столярского. А какие-либо действия по установке памятника Давиду Ойстраху «на Театральной площади Одессы в данное время не имеют правовых оснований»!
Тем не менее, 19 февраля Глазырин настоял таки на своём: сессия Одесского горсовета приняла решение (в обход законодательных положений и проведения конкурса) об установке памятника именно возле ресторана отеля «Моцарт». Владимир Львович заявил: «Открытие памятника будет событием мирового масштаба, сюда приедут ведущие музыканты». А в качестве главного аргумента сослался на положительный отзыв одного из самых уважаемых авторитетов — Владимира Теодоровича Спивакова. Глазырин утверждал, что маэстро Спиваков и Игорь Ойстрах одобряют этот памятник (скульптурную композицию).
И мэр, и депутаты развесили уши, а ведь В.Глазырин, мягко говоря, ввел их в заблуждение.
Вот ответ исполнительного директора МБФ В.Спивакова Екатерины Ширман главе миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера, известному пианисту и педагогу Юрию Борисовичу Дикому, датированный 14 марта (цитируем дословно): «Маэстро безусловно поддержал инициативу установки памятника Но никогда не видел даже в проекте сам памятник и никто не согласовывал с ним место установки этого сооружения, он не входил ни в какие инициативные группы по установке и общественные организации, поэтому ссылаться на Маэстро более чем некорректно».
Средства массовой информации захлестнула полемика. И касалась она не только места расположения памятника, но и самого его исполнения. Причем, критиков этого «шедевра» очень много, а защитников-апологетов, кроме малоизвестного Олейника и Глазырина, что-то не прослеживается.
Вот материал Николая Морева изжурнала «Огонек» (№ 10, 18.03. 2013 г.) под характерным названием«Ужас в бронзе». Автор пишет: «Исполин, представленный публикев картинках, не дорог даже в виде подарка. Онкатегорическине похож на Давида Ойстраха головой, зато сильно похож ею на Никиту Хрущева Скрипачи так инструмент не носят . Производство продукта,по слухам, стоит около 100 тысяч долларов Был отпечатан «буклет протеста»: граждане собираютподписи под воззванием избавить Одессу от ужаса в бронзе. Зреют гражданские беспорядки, а причина их эстетическая». Н.Морев, конечно, сгущает краски. До беспорядков дело вряд ли дойдет, но настроения среди творческой интеллигенции явно протестные.
А в материале Марии Гудымы, размещенном на «Таймере» 21 февраля, приводится мнение упомянутого Юрия Дикого, который утверждает, что В. Глазыринне учел не только художественную сторону, но и архитектурную. По его мнению, скульптура будет изображать зазывалув отель «Моцарт »,совковую монументальность Глазырин пытается прилепить к скверу Театральнойплощади Нужно сделать всё возможное, чтобы в Одессе не появился такой памятник Ойстраху!».
Но мнение творческой общественности и неравнодушных одесситов — это одно, а чиновничья машина, живущая по законам Паркинсона, которой умело манипулирует В.Глазырин — принципиально иное.
Тем более, что за проектом Глазырина стоит местная группа поддержки — нардеп Геннадий Труханов и вице-губернатор Дмитрий Волошенков. И отступать лоббисты проекта не хотят.
Свидетельством тому стала пресс-конференция, проведенная 11 апреля Д. Волошенковым и В.Глазыриным. Было сообщено, что по предварительным данным скульптурная композиция планируется к открытию 27 - 28 июня. Народный архитектор Украины акцентировал внимание на том, чтопамятник Д.Ойстраху задуман и изготовлен на средства его учеников — известных скрипачей, а непосредственным инициатором стал директор Московского международного скрипичного конкурса им. Д.Ойстраха Игорь Курылив. Подчеркнуто, что горорганизация Партии регионов, к которой обратились за помощью в установке памятника, взяла на себя затраты, связанные с изготовлением постамента и оборудованием площадки вокруг композиции — а это около 400 тысяч гривень (!).
Все аргументы противников данного варианта скульптуры по поводу того, что фигура скрипача вылеплена не точно, были безапелляционно отвергнуты.
Д.Волошенков и В.Глазырин
На вопрос корреспондента «Рупора Одессы»: «Не изуродует ли данная композиция облик Театральной площади, комплекс которой складывался веками», — Дмитрий Волошенков глубокомысленно ответил:
«Я думаю, что нет. Более того, мы получили множественные просьбы установить несколько скамеек, чтобы одесситы могли отдохнуть на площади, полюбоваться зданием Оперного театра. Там больше уродуют надписи на фасадных зданиях, сделанные нерадивыми граффити. На мой взгляд — я тут прислушиваюсь к мнению скульпторов, к мнению архитекторов (?) -проблематики нет, тем более — будет облагорожена клумба, высажены цветы, ведь длительное время там был абсолютный «бесхоз» (?). Я понимал, что если мы начнем какие-то работы, то появятся иные мнения, поэтому не вижу проблемы».
При этом, в ице-губернатор признал свою вину (?), что широкое общественное обсуждение проекта не проводилось.
И уже совершенно замечательное заявление: подготовительные работы по возведению скульптуры уже начались, хотя процесс получения разрешительных документов в Министерстве культуры Украины ещё не закончен (?!) .
На 17 апреля по инициативе управления культуры и туризма, национальностей и религий облгосадминистрации была запланирована торжественная закладка капсулы на месте установки будущего памятника Ойстраху на Театральной площади при участии, как сообщалось, представителей местных органов власти, творческой интеллигенции и духовенства (прим. ред. «РО»: какой конфессии? Неужто только православной «официального» толка?). Сие мероприятие было отменено, но надолго ли?
Такова история в её схематичном изложении. А вот теперь эксклюзив.
Чтобы не ссылаться на перепечатки из других изданий, а также на официозные заявления Волошенкова аnd company, корреспондент «РО» отправился прямиком к самому авторитетному эксперту, известнейшему скульптору, заслуженному художнику Украины, профессору Московского отделения Международной академии архитектуры, члену Национального союза художников Украины Михаилу Реве . Чтобы наконец-то услышать компетентное мнение.
М.Рева
С Михаилом Владимировичем автор данной статьи знаком с давних времен — три десятка лет назад, в 1982 году вместе ударно работали в маленькой группе по оборудованию экспозиции музея Боевой славы 180-й стрелковой дивизии в Белгороде-Днестровском (кстати, после своего создания музей считался лучшим в ОдВО). Тогда в период своей солдатской службы Михаил в рекордном темпе вылепил 49 барельефов Героев Советского Союза.
Михаил Рева — разносторонний профессионал высокой пробы. И скульптор, и архитектор, и художник. Школа (то бишь учеба в Академии декоративно-прикладного искусства и дизайна) сказывается. Напомним, что в 1991 году скульптор получил Золотую медаль Академии искусств СССР за лучший диплом в сфере архитектурно – декоративной пластики.
Прекрасные зарубежные, киевские работы Михаила Владимировича — тема особого разговора. Зато всем одесситам, любящим свой город, знакомы фонтан «Источник», посвященный 200-летию Одессы, барельефы «Четыре стороны Света» к монументальной скульптуре Эрнста Неизвестного «З олотое дитя» (возле морвокзала), «Ангел милосердия», установленный над входом в центр реабилитации детей-инвалидов. А бронзовый «12-й стул» на Дерибасовской , а скульптурная композиция «Дерево любви» , а статуэтки «Золотой Дюк» Одесского кинофестиваля! Творчество Ревы — это прекрасное, истинное лицо Одессы.
Михаил Владимирович осветил тему памятника Ойстраху предельно подробно, откровенно, честно, с большой душевной болью, тревогой за наш родной город. При этом, он был толерантен, не желая, естественно, обидеть коллег по цеху. Но остроты повествования это отнюдь не снижало.
Скульптор, отметая возможные обвинения в каких-то личных амбициях, указал, что сам бы не взялся за работу в данном месте (на Театральной площади), где такая разная архитектура. По его словам, ответственность очень высока — ведь это сердце Одессы, и какие-либо новации здесь надо осуществлять в комплексе.
Михаил Рева в данном случае напомнил о необходимости соблюдении принципа золотого сечения, принципа гармонии и сослался на своего учителя, известного российского архитектор а Игоря Шмелева.
Напомним, что золотое сечение, представляемое как результат деления отрезка в т.н. среднем и крайнем отношении, рассматривается как образная иллюстрация гармонии, как геометрическая интерпретация взаимосвязи целого и его частей.
Михаил Рева абсолютно согласен с тем, что сама «идея установки памятника Ойстрахублагородная и правильная, под ней могут подписаться все, кто любит искусство и этогочеловека, которому рукоплескал весь мир».
Другое дело, как её реализуют. По мнению истинного профессионала, «венцом должна стать скульптура, которая олицетворяет собой образ, душевное состояние, служение искусству. Сложнейшая задача состоит в том, чтобы показать драматургию личности».
Михаил Владимирович корректно заметил, что не собираетсяогульно критиковать Глазырина. В подтверждение приведем его слова: «За Екатерининскую площадь я перед Владимиром Львовичемснимаю шляпу». Но в данном случае дело прежде всего не в архитектуре, а в скульптуре.
Одесский скульптор акцентировал внимание на том, что «образ личности должен восприниматься сразу и без объяснений. Надо показать характер человека». А в предложенном варианте «ученики не узнают учителя».
Действительно, нельзя не согласиться с образным сравнением Михаила Ревы, что в данном случае мы рискуем увидеть изваяние«какого- то бюргер асо скрипкойпод рестораном» или «плохо вылепленного» Никиту Хрущева (если говорить о голове скульптуры, представленной на фотографиях).
Михаил Рева назвал установленные критерии, которым должна отвечать серьезная работа по созданию памятника:
Первый критерий , проверенный веками — это выбор художника, скульптора. Общество обращалось к художнику, который уже доказал своими работами возможность выполнить заказ.
Второй критерий , указал М.Рева, был придуман советской властью. А именно: художественный совет, куда входили коллеги — скульпторы, что способствовало творческому обсуждению проекта.
Третий критерий придумало всё человечество — это конкурс. Жюри из профессионалов на анонимной основе выбирает проект образа человека.
Михаил Рева с горечью замечает, что в нашем случае ни один из критериев не был использован и не соблюден, а ведь это исторический ареал города. Была всего-навсего создана инициативная группа из авторов проекта и тех, кто им помогает (Олейник — скульптор, Глазырин — архитектор).
Поэтому-то, разъясняет скульптор, и былапридумана схема: Олейник создал, якобы,не памятник Ойстраху, а скульптурнуюкомпозицию- смычок, скрипка, фигура, постамент. Кстати, сразу возникает горько-ироничный вопрос: не поднят ли смычок вверх в качествегромоотвод а?
Чтобы поставить памятник, необходимо (согласно законодательству) пройти конкурс. Чтобы поставить сомнительное изображение — нет.
И как следствие — отсутствуют альтернатива и выбор.
Автор статьи не может не привести несколько крылатых фраз Михаила Ревы в связи со сложившейся ситуацией.
«Обществу доказывается, что это гениально Но «гениальность» фигуры -в её полной нелепости. Если бы это была скульптура парадоксов на 1 апреля, то да. Только причем тут Ойстрах — этот великий человек?».
«Это мумия без души, без музыки. Это не памятник, даже не скульптурная композиция — это уже просто МАФ».
И резюме знаменитого скульптора: «Фигура вылеплена безграмотно в эстетическом плане и в художественном. К образу великого музыканта не имеет отношения».
Нельзя не согласиться и с общим выводом, который неоднократно повторил Михаил Владимирович: «Памятник Ойстраху — это не частный случай, а достояние общественности Задумаемся над тем, что мы должны передать своим потомкам, другим поколениям?»
Ну, и какова мораль сей басни? Сказать, что в Одессе настало время воинствующих дилетантов от архитектуры и скульптуры, — это слишком опрометчиво и предвзято. Вспомним хотя бы памятник Исааку Бабелю — фигура писателя полностью очеловеченная, схвачена его душа. Возьмите памятник А.Суворову на въезде в поселок Котовского — он органически вписался в это место на семи ветрах. Да и памятник Екатерине и её сподвижникам (после его сооружения прошло всего-то менее шести лет), что бы не говорили «политические» оппоненты — безусловно хорош.
Что же происходит теперь в случае с увековечиванием Давида Ойстраха? Нардеп Геннадий Труханов почему-то повелся на скандальный проект, хотя ведь в случае с памятником Суворову он учел компетентный совет и заслужил похвалу одесситов.
Вице-губернатор Дмитрий Волошенков, как ни странно, не учитывает, более того — игнорирует мнение профессионалов-чиновников из профильного управления облгосадминистрации, полагаясь только на сомнительные выводы никому неизвестного Олейника, поддается на грубый напор Глазырина, который пошел на искажение позиции маэстро Спивакова и спекулирует на подмене терминов.
Ни Волошенков, ни Труханов почему-то не прислушиваются к компетентным суждениям признанного авторитета в области скульптуры в Южной Пальмире Михаила Ревы.
Главным светилом для Волошенкова и Одесской мэрии стал, как это ни удивительно, не скульптор, а именно архитектор Глазырин, который готов бесповоротно наводнить Одессу формализовано-бездарными бронзовыми фигурами. Естественно, отнюдь не безвозмездно. Или для получения очередной награды.
Позиция Одесской мэрии сегодня тоже довольно странная. Алексей Костусев вдруг разразился гневной филиппикой по поводу того, что при установке постамента «нарушено благоустройство» Театральной площади. Вследствие строительных работ, якобы, испорчена слишком большая территория. Однако, в документе подрядной организации, ведущей эти работы, на имя начальника горинспекции по благоустройству отмечается, что заказчиком установки памятника выступают «Одесский городской совет и Одесская городская организация Партии регионов в лице Алексея Костусева и Дмитрия Волошенкова». И указывается площадь выделенного участка — аж в 160 кв.м! Получается, что А.Костусев ругает самого себя за уничтожение зеленой зоны у Оперного театра? Неужели, как замечает популярное одесское издание, «у нашего мэра раздвоение личности?».
Изваяние какого-то непонятного бронзового «лабуха» возле ресторана на Театральной станет символом торжествующей наглости, глупости, нарушения всех моральных, профессиональных принципов и норм, и откровенно говоря — алчности.
Член Одесской облорганизации Украинского общества охраны памятников истории и культуры Геннадий Калугин абсолютно справедливо и без излишних эмоций замечает: «Стоит ли сегодня вновь создавать проблему, чтобы потом героически с ней бороться? Вспомним, сколько усилий и средств потребовалось для выноса из исторической зоны скульптурной композиции «Потемкинцам — потомки», бюста академика В.Глушко в целях сохранения традиционного характера исторической среды. Они диссонировали с исторической ансамблевой застройкой». Почему к этому аргументу не прислушается всемогущая группа поддержки олейниковско-глазыринского проекта?
Ещё не поздно, чтобы разум восторжествовал и хотя бы место для «композиции» было выбрано другое. Например, городские власти в 90-годы прислушались к здравому суждению и определили установить знаменитое «Золотое дитя» именно у здания морвокзала, а не у бывшего ресторана «Киев», как первоначально предполагалось. Облик Южной Пальмиры от этого сразу выиграл. Неужели нынешние чиновники не способны на поступок, на пересмотр заведомо нелепого решения?
Если же смотреть глубже, то главным козырем Глазырина и его соратников являются связи. К тому же, отчитаться о потраченных на «композицию» немалых деньгах, скорее всего, никто не потребует. И все смолчат, все очень вежливы, всем неудобно перед непререкаемым авторитетом народного архитектора Глазырина.
Есть мнение, чтобы на памятнике «сами знаете кому» у «Моцарта» были выгравированы фамилии и его создателей, и всех, кто их поддерживал — от облгосадминистрации до мэрии и Верховной Рады. С таким предложением редакция «Рупора Одессы» согласна целиком и полностью.
«Героев» и «авторитетов», которые готовы бездарно изуродовать Одессу, надо знать в лицо.
dvasash 13 августа 2013, 02:01 | IP: 46.200.189. |
Был бы жив В.Высоцкий, он бы на вас сочинил правду-песню, увидев свой памятник у стены Одесской киностудии.Ну гадость же гадостью, а не памятник!
Ответить
Правила общения на сайте. Список забаненых
04 октября, 15:51
04 октября, 14:00
04 октября, 12:10
1 фото
04 октября, 10:46
03 октября, 17:36
1 фото
03 октября, 16:02
03 октября, 14:30
03 октября, 13:10
03 октября, 10:22
02 октября, 15:44
02 октября, 13:41
02 октября, 12:08
02 октября, 10:52
01 октября, 13:31
1 фото
01 октября, 10:47
1 фото
30 сентября, 17:36
30 сентября, 16:12
30 сентября, 13:12