Йом-Кипур — день искупления грехов

7 октября 2011
Тшува (персональное покаяние еврея, совершившего грехи, совмещённое с молитвами) считается действительной и полной, если человек никогда больше не возвращается к своим дурным делам. Ясно, что мало надежды на то, что человек может совершить полную тшуву одновременно во всех областях. Однако считается возможным и очень важным достичь полной тшувы хотя бы в немногом. Рабби Элияhу Ки-Тов пишет об этом:

«И принято у людей народа Израиля, чтобы не проходили у них десять дней тшувы без того, чтобы не исправляли один какой-нибудь грех полностью, так, чтобы уже не возвращаться к нему никогда. И так каждый год человек прибавляет по одному исправлению и не нарушает его во все дни. И пусть даже это исправление касается вещи, на первый взгляд, незначительной, и исправление ее легкое, однако значение полной тшувы, которая достигается за счет этого, очень велико. И поскольку легка для исправления эта вещь, которую он решил исправить, то тем более уверен он, что устоит в ней все дни свои. И это обычай достойный, и следует иметь его каждому человеку, как большому, так и маленькому, чтобы ни в каком году не проходили дни тшувы без того, чтобы он прибавил какую-то заповедь, которую смог бы выполнять всегда. И так каждый год по одной вещи; и все это кроме общей тшувы, вместе со всеми стараниями.»

Накануне Йом Кипура (т. е. в тот день, вечером которого должен начаться Йом Кипур), в некоторых общинах выполняют обычай каппарот — «искупление». Мужчины берут живого петуха, женщины — курицу, и затем крутят птицей над головой, говоря при этом: «Да будет это моим искуплением…» После этого птицу или ее денежную стоимость отдают бедным людям или на другую благотворительность. Многие вместо этого просто дают деньги на благотворительность.

Каппарот, конечно, не рассматривается как способ искупления грехов, этот ритуал лишь должен напомнить нам о приближении времени «запечатывания» приговора. В канун Йом Кипура принято окунаться в микву и давать цдаку(пожертвования на благотворительные цели).

Йом Кипур — строгий пост, но, в отличие от других постов, не траурный день, а праздник, один из самых больших праздников в году. И с этим праздником связываются праздничные трапезы, которые устраиваются накануне поста и по его завершении.

Праздничная трапеза в канун Йом Кипура выражает нашу радость по поводу того, что настало время искупления. Она также дает нам силы провести пост Йом Кипур в глубоких размышлениях о сущности тшувы, а не в мыслях о еде. Принято утром накануне Йом Кипура есть рыбу. Кроме этой праздничной трапезы, устраивают также «сеудат мафсекет» («трапезу прерывания») непосредственно перед постом. Ее нужно закончить не позже, чем за полчаса до захода солнца, чтобы успеть в синагогу до начала Коль Нидрей. В эту трапезу, наоборот, не принято есть рыбу и запрещено пить алкогольные напитки.

После сеудат мафсекет зажигают праздничные свечи, говоря при этом два благословения: «Благословен Ты, Бог, Господин наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам зажигать свечи праздника. Благословен Ты, Бог, Господин наш, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и поддержал нас, и дал нам дойти до сего дня».
После этого благословляют детей и идут в синагогу.

В Йом Кипур установлены пять запретов: еды и питья, умывания (кроме омовения кончиков пальцев утром и после туалета) и умащения тела чем-либо, ношения кожаной обуви (матерчатую и резиновую обувь носить можно), половых отношений. Вообще, в Йом Кипур мы стараемся максимально отвлечься от потребностей тела, сосредоточившись на духовном, и потому все телесные удовольствия запрещены. Кроме того, Йом Кипур — день полного покоя, «Суббота Суббот», и в этот день обязательны все законы Субботы, т. е. запрещена всякая производительная деятельность человека.

Йом Кипур — практически единственный день в году, когда все синагоги во всем мире переполнены. Для многих людей, которые мало знают о Торе, Йом Кипур — главный день их связи с еврейством.
В Йом Кипур в знак чистоты и святости принято одеваться в белое.

Служба Йом Кипура начинается с известной молитвы Коль Нидрей. Она читается трижды до захода солнца, в ней мы просим снять с нас все обеты и обещания, которые мы дали Всевышнему в прошедшем году (а в некоторых редакциях, — заранее объявляем недействительными все обещания, которые мы дадим в будущем году).

Затем читается вечерняя молитва, в которую, как и во все остальные молитвы Йом Кипура, вставляется видуй — «признание грехов». Весь день Йом Кипура принято проводить в синагоге, читая молитвы и пиюты(гимны), делая лишь несколько небольших перерывов.

В будни установлены три молитвы: вечерняя, утренняя и послеполуденная. В Субботы и в праздники прибавляется четвертая — мусаф — дополнительная молитва, которую читают после утренней; а в Йом Кипур — пятая — Неила — «закрывание ворот Божественного милосердия», которая завершает службы Йом Кипура.

Материал любезно предоставлен Равввином Шломо Бакшт — главным раввином города Одессы и Одесской области (напечатано без купюр).

<
Комментарии размещаются сторонними пользователеми нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:


   Правила общения на сайте.   Список забаненых