Дунай – это наше общее наследие и наше общее будущее

25 ноября 2011
Уважаемые участники форума!

Тема нынешнего форума имеет особое значение как для Одесской области, так и для других стран и территорий бассейна Дуная.

На протяжении столетий эта река служила культурным и хозяйственным стержнем жизни разных государств и народов. За последние годы его экономическое и, что не менее важно, политическое и гуманитарное значение существенно возросло, о чем свидетельствует сам факт разработки Стратегии Европейского Союза для Дунайского региона.

Положительной стороной этого документа является то, что его действие распространяется не только на страны-члены ЕС, но и на другие дунайские государства.

Украина, как известно, провозгласила европейскую интеграцию одним из основных направлений внешней политики. Участие в имплементации Дунайской стратегии дает нашей стране возможность расширить сотрудничество со странами региона, а также реальный шанс привлечения к достижениям европейской региональной политики. Тем более, что Одесская область имеет богатый опыт участия в межрегиональных организациях и структурах. Достаточно упомянуть Рабочее Содружество Придунайских стран, Ассоциацию приграничных регионов Европы и Еврорегион «Нижний Дунай».

Вместе с тем, нельзя не заметить, что стабильное развитие Дунайского региона в целом тормозится диспропорциями в социально-экономическом развитии государств и территорий, расположенными в бассейне реки. Для их преодоления требуются не только значительные капиталовложения государственных средств, но и привлечение масштабных инвестиций. Негативное влияние оказывает и соперничество между дунайскими странами, борьба за лидерство и обретение конкурентных преимуществ.

Украинское Придунавье является своего рода зеркалом, в котором отражаются как преимущества, так и проблемы развития всего Дунайского региона.

Его инвестиционная привлекательность обусловлена, прежде всего, выгодным географическим положением и наличием серьезного транспортно-распределительного потенциала – трех морских портов, Украинского Дунайского пароходства, глубоководного судоходного хода Дунай-Черное море, железной дороги, аэропорта. Через Черное море и внутренние водные пути Придунавье обеспечивает выход в Беларусь и Россию, страны Кавказского и Каспийского регионов.

Не меньшее значение в свете растущих продовольственных проблем в мире обретают сельскохозяйственные возможности края. Климатические условия и земельные ресурсы позволяют выращивать различные культуры, активно развивать такие отрасли как выращивание овощей и виноделие.

Украинское Придунавье также является уникальным и идеальным по своим возможностям регионом для развития туризма. Так, в природно-заповедный заповедный фонд включено 15 территорий и объектов общей площадью 53770 га, жемчужиной среди которых по праву считается Дунайский Биосферный заповедник. В нынешнем году Украина председательствует в Международной комиссии по защите Дуная, что позволяет ей расширить связи с дунайскими странами и регионами в деле сохранения природной среды. Немалый интерес туристов вызовут и объекты исторического наследия на территории региона.

В свете новой энергетической политики Евросоюза широкие перспективы обретает развитие альтернативной энергетики в Украинском Придунавье. По оценкам украинских ученых регион имеет для этого серьезные возможности, благодаря значительному потенциалу солнечной и ветровой энергии.

И наконец, не стоит забывать о том, что Придунавье – это уникальная лаборатория межнациональных и межрелигиозных отношений. На протяжении столетий здесь плечом к плечу живут украинцы и молдаване, гагаузы и албанцы, болгары и русские, представители канонического православия, старообрядцы и протестанты.

Однако, наряду с преимуществами регион представляет собой и узел экономических, социальных и экологических проблем, который необходимо развязать. Среди факторов, сдерживающих его развитие – слабо развитая инфраструктура, отсутствие промышленной базы, зависимость от поставок электроэнергии из внешних источников, высокая плотность населения при ограниченности земельных ресурсов, что влияет на уровень занятости населения.

Свое негативное воздействие на инвестиционную привлекательность региона оказывает и общее социально-экономическое положение в стране. Создание благоприятного инвестиционного климата в Украине сдерживается несовершенством государственной региональной политики, технологической отсталостью, слабостью отечественной банковской системы, при которой банки больше вынимают из экономики, чем вкладывают в нее, чрезмерной бюрократизацией и, как следствие, высоким уровнем коррупции.

Очевидно, что сегодня дальнейшее развитие и страны и региона возможно только за счет конструктивного сотрудничества власти, бизнеса и общественности. Необходимо понимание того, что новое качество роста могут дать только новые технологии. К сожалению, крупный отечественный бизнес сегодня опирается на преимущественно низкотехнологичные отрасли и объективно не заинтересован в инновационном развитии.

Транспорт, агропромышленный комплекс, туризм, альтернативная энергетика — то есть, все те отрасли, которые имеют перспективу развития в Украинском Придунавье, могут дать реальную отдачу при активном внедрении инноваций, в том числе новых методов управления. А следовательно – региону необходим долгосрочный и стратегический подход, отказ от потребительского отношения к существующим ресурсам и потенциалу.

Комплексная программа развития Украинского Придунавья до 2011 года, которая была призвана решить существующие проблемы, в силу политических причин, выполнялась лишь частично. В частности, не был решен ключевой вопрос – строительство новой качественной и современной автострады Одесса-Рени, что повысило бы транзитный потенциал региона, его инвестиционную привлекательность и позволило создать новые рабочие места.

За последние годы на государственном уровне произошло переосмысление роли Придунавья. В июле нынешнего года Кабинет Министров одобрил технико-экономическое обоснование строительства участка автомобильной дороги государственного значения Одесса-Рени по новому направлению «Одесса-Овидиополь-Белгород-Днестровский-Монаши» с мостовым переходом через Днестровский лиман.

Еще одним свидетельством усиленного внимания со стороны государства является утверждение проекта «Дунайский коридор» в качестве национального.

Проект этот органично вписывается не только в Дунайскую стратегию Евросоюза и в Стратегию ЕС для Черноморского региона, но позволяет расширить сотрудничество с Россией и другими государствами Евразийского Союза. Благодаря проекту Дунай может стать мостом между ЕС и ЕврАзЭс, соединить два полюса экономического развития на континенте.

Уважаемые господа! Хочу пожелать участникам нынешней встречи успехов и плодотворной работы. Не будем забывать о том, что Дунай – это наше общее наследие и наше общее будущее. Поэтому мы обязаны сделать все возможное для превращения Дунайского региона в зону мира, стабильности и процветания.

  
Комментарии размещаются сторонними пользователеми нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:

Спорщик   28 ноября 2011, 10:29 IP: 78.24.75.
Что тут скажешь! Как всегда чётко, с знанием дела, профессионально! Интересно, а губернатор Матвийчук что глаголил по этому поводу?

Ответить

   Правила общения на сайте.   Список забаненых