Грязная экологическая бомба может взорваться — сигнал губернатору
О событиях в межлиманье пишут не так уж много, однако своих болевых проблем здесь тоже хватает.
Об одной из них, которая тянет на ЧП районного масштаба, пойдет речь.
39-летний житель Протопоповки Вячеслав Лозовский и сплотившаяся вокруг него инициативная группа бьют тревогу. Возле их села с нарушением всех санитарных и иных норм хотят разместить грязную экологическую бомбу — то бишь скотобойню. Существует угроза загрязнения питьевой воды, не говоря уже о возможных сбросах в Хаджибейский лиман. Речь идет о здоровье как минимум тысячи людей – сельчан и дачников. Негодование общее – кому же хочется травиться!
А кто же в данном случае антигерой? В межлиманье процветает семейный бизнес г-на Валерия Мороза, 1960 г.р. Была у Валерия Яковлевича бойня в селе Котовка (не считая аналогичного бизнес- объекта в Черевичном). Покупал он крупный рогатый скот и забивал его на своём подворье. Но вот лет 5 назад в Котовке скотобойню свернули. По разным причинам – она помимо прочего была рядом с санаторием «Куяльник». И внимание Мороза с домочадцами переключилось на Протопоповку (что находится на территории Августовского сельского совета, в восьми километрах от Котовки — участки там дешевле).
Мороз добился тогда выделения себе любимому двух участков (в самом селе и за его пределами). В Протопоповку приехал трактор и стал равнять землю – расчищая площадку, якобы под колбасный цех. Жители, узнав о такой прыти, возмутились, было написано заявление в прокуратуру, под которым подписались 150 человек. После энных разборок чиновники Госкомзема успокоили (цитируем дословно): «Неизвестные люди трактором убирали мусор» (шедевр отписки, — прим.ред.).
На время всё заглохло, но вот пару лет назад начались новые более серьезные «телодвижения» — теперь уже вокруг морозовского участка, что в 800 метрах от Протопоповки.
В частности, 24 февраля 2016 года тогдашний славный выдвиженец Саакашвили, председатель Беляевский райгосадминистрации Арсен Жумадилов издал распоряжение № 93/РА-2013(?) «О разработке градостроительной документации — детального плана территории по изменению целевого назначения земельного участка для размещения здания бойни на земельном участке общей площадью 0,1 га, расположенного на территории Августовского сельского совета Беляевского района Одесской области (за пределами населенного пункта), массив IV, участок 8».
Ознакомившись с содержанием распоряжения, Вячеслав Лозовский обратил внимание на то, что его выполнение приведет к нарушению ряда законодательных актов и обратился с письмом к главе Беляевской РГА с требованием сей документ отменить (более 100 жителей Протопоповки подписались под этим письмом).
После получения обращения бюрократическое колесо закрутилось: Лозовскому позвонил начальник отдела градостроительства и архитектуры РГА, главный архитектор района Щекотилин И.А. В ходе телефонного разговора чиновник утверждал, что распоряжение главы РГА полностью выдержано в рамках закона.
Лозовский привел свои аргументы, снова обратив внимание на ключевые нарушения в расположении бойни, а именно:
— в соответствии с пунктом 4.1 приказа Минагрополитики Украины от 14 января 2004 года № 4 «Об утверждении Ветеринарно-санитарных правил для боен, убойно-санитарных пунктов хозяйств и подворного забоя животных» бойня должна быть расположена вне населенного пункта на расстоянии не менее 1000 м;
- в соответствии со статьями 60,61,62 Земельного кодекса Украины на расстоянии 2 км от лимана устанавливается прибрежная защитная полоса с режимом ограниченной хозяйственной деятельности, в которой в частности запрещается:
— строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, навигационного назначения, гидрометрических и линейных); — устройство выгребов для накопления хозяйственно-бытовых сточных вод объемом более 1 кубический метр в сутки;
— устройство полей фильтрации и создание других сооружений для приема и обеззараживания жидких отходов.
Щекотилин попросил предоставить ему данные измерения расстояния от участка до уреза воды Хаджибейского лимана, заверил, что оснований для беспокойства нет - он будет лично утверждать градостроительную документацию и проследит за выполнением требований действующего законодательства, пообещал пригласить Лозовского на рассмотрение разработанной документации.
Говоря проще, претензии общественников таковы: 2-х километровая природоохранная зона не выдержана — от уреза лимана до будущей скотобойни только 1700-1800 м. Более того, через участок проходит водопроводная труба (хотя санитарная зона вдоль неё с обеих сторон должна составлять по ширине минимум 10 м). Предполагаемая мощность бойни 5-7 голов в сутки, но для этого размер участка обязан быть раза в полтора больше.
Наконец, скотобойню следует сооружать с подветренной стороны (чтобы запах от неё не шел прямо на село) – это не соблюдается.
27 апреля 2016 года последовал ответ от Жумадилова (по поводу упомянутого распоряжение от 24 февраля). Глава района подчеркнул, что нарушений законодательства в нем нет, указал, что расстояние от бойни до уреза воды составляет 2513 м (?!), отметил (дословно), что «для учета интересов и беспокойств местной громады законом предусмотрены общественные обсуждения градостроительной документации». Подписали сей документ сам Арсен Куатович, его тогдашний первый зам Адаманов и конечно же Щекотилин.
Далее в деле опять последовал временной скачок. Единственно, что Жумадилов обещал приехать на общественные слушания, но, увы, не успел ибо в начале марта 2017-го его ушли.
А история начала набирать обороты.
17 марта Лозовский узнает, что в помещении Августовского сельского совета предоставляется для ознакомления проект градостроительной документации, разработанный во исполнение упомянутого распоряжения № 93/РА-2013. Помимо прочего в проекте был представлен «Акт обследования земельного участка» от 11 ноября 2016 года № 304, выданный главным специалистом управления Госпродпотребслужбы в Белявском районе Дуневым В.И. В этом заключении, в частности, сообщено, что расстояние до Хаджибейского лимана составляет уже 2650 метров (?!), а действующие ветеринарно-санитарные правила для боен вообще не упоминаются. Кстати, выжимка из этих документов не была опубликована ни на официальных сайтах, ни в печати, а уведомление об имеющемся ДПТ прошло несколькими строчками в районной газете. Подпольщики, да и только!
Народ возмутился. И в начале апреля состоялись общественные слушания при участии 40 человек. Представительство было весьма солидным – присутствовали Августовский сельский голова Елена Таран (избрана в 2015 году, до того была секретарем сельсовета, самовыдвидженка, беспартийная), юрист сельсовета Петр Колисниченко (депутат Беляевского райсовета – фракция «Доверяй делам»), депутаты сельсовета – Наталья Долинская (директор клуба) и Елена Домброван. Были и Мороз со своим зятем. Единогласное решение таково: «Місцева громада не погоджується з розміщенням бойні» (отметим, что тогда сельский голова и упомянутые депутаты высказывали эту же позицию).
Елена Таран и Петр Колисниченко (слева-направо)
И опять пошли отписки, но уже более резкие и безапелляционные.
Отдел градостроительства и архитектуры Беляевской РГА за подписью Щекотилина на предложения, касающиеся ДПТ по изменению целевого назначения участка под бойню, 3 мая (исх. № 70) сообщил, что «у общественности нет полномочий определять, отвечает ли требованиям законодательства градостроительная документация». Чиновникам непонятно, в чем нарушены права граждан, наоборот, в их интересах иметь свою скотобойню. Снова прозвучала цифра, озвученная ранее «санитаром» Дуневым — 2650 м (до Хаджибея), и добавлено, что до Куяльницкого лимана расстояние от будущей бойни составит 2800 м. Санитарно-защитная полоса вдоль водопроводов – это, оказывается, для населенных пунктов, а не для участков за их пределами (?!). И в завершение (видимо, в качестве самого весомого аргумента) добавлено: г-н Мороз будет забивать не по 5-7 голов скота, а по 3-4 в сутки.
Кстати, те же аргументы озвучил сам Валерий Мороз в ответе Августовскому сельсовету и Лозовскому 11 апреля.
В бумаготворчестве поупражнялась и подрядная организация ЧП «Терра Инжиниринг» (из Нерубайского), что оказывает услуги по разработке проектов землеустройства, схем земельных участков. Она-то как раз и готовила ДПТ для Мороза и Жумадилова. Отметим, что фирма эта засвечена в ряде мутных ситуаций. Так, ещё в марте 2012 года Хозсуд Одесской области обязал её выплатить 10 000 грн. промстройгруппе «ИНТОБУД» — за невыполненные работы. А 30 января 2017 года следователь Киевского райсуда Одессы в ответ на представление местной прокуратуры № 1 наложил арест на вещи и документы «Инжиниринга» — ЧП обвиняли в приписке объемов выполненных работ, внесении недостоверной информации.
Вот резюме этой «авторитетной» организации за подписью её директора Евдокименко (тоже от 3 мая за № 52), адресованное сельсовету, В.Лозовскому и «ещё 103-м гражданам». Утверждается, что ДПТ разработан с учетом положений п. 2 приказа от 19 июня 1996 г. № 173 Министерства здравоохранения Украины. Евдокименко «порадовал» граждан сообщением, что расстояние от бойни до села должно быть не меньше 500 м, вспомнил сакраментальную цифру в 2650 м (от бойни до лимана), а потом (очевидно как большой специалист в области климатологии) подчеркнул: в Протопоповке «преобладают юго-западные и юго-восточные ветры»! Если это так, то в данном случае все запахи от бойни пойдут на село. Где логика?
Кстати, ответы чиновников, Мороза, землеустроителей весьма идентичны, взаимодополняемы и согласованы по времени – можно предположить, что писались они при полном единодушии и координации.
Чтобы разрулить ситуацию, 16 мая была создана согласительная комиссия из представителей Августовского сельсовета и громады. И вот тут–то заработали некие подводные течения. Вячеслав Лозовский предложил провести её заседание 23 мая, но сельский голова Елена Таран явно пошла на попятную и перенесла его на 26 мая (как раз на день последнего звонка, когда у многих были совершенно другие проблемы). В итоге собрались 22 человека из 30-ти (причем, двое сразу ушли).
Инициативная группа от громады предложила разместить бойню в том месте, где не будет нарушений законодательства — дальше ещё на 200 м от села, на удалении от водопроводной трубы. Валерий Мороз, естественно, с этим не согласен: во-первых, земля так уже занята. Кроме того, рядом с его участком есть ещё один, бесхозный, а на нем остались металлические емкости по 50 кубов – вот вам и выгребные ямы!
Елена Таран поставила предложение громады на голосование: 8 проголосовали за, 9 - против, 3 – воздержались. Решение принято не было (для этого необходимо более 50% голосов от числа присутствовавших). Представители громады с недоумением и возмущением увидели, что и Таран, и депутаты сельсовета, и юрист (депутат райсовета) в этот раз фактически перешли на сторону Мороза.
А по селу стали распространяться слухи, что Валерию Морозу может помочь депутат облсовета Дмитрий Чапир (фракция «Доверяй делам», верный оруженосец нардепа Александра Пресмана в 139-м мажоритарном округе). Скоре всего, инфу запустил сам Мороз, но некий эффект от неё есть – кое-кого такие сплетни способны попугать, учитывая, что г-н Чапир особо интеллигентным поведением не отличается.
Новое заседание комиссии было назначено на 31 мая в 17.00 в клубе села. Собралось около 40 жителей. Но помещение оказалось запертым. Сельского головы не было (она находилась в Беляевке), депутатов сельсовета тоже, и от Госкомзема никто не явился. В итоге, учитывая, что членов согласительной комиссии не набралось и 20-ти, заседание проводить не стали…
Обращался Вячеслав Лозовский и в правоохранительные органы.
Он написал заявление на имя начальника Усатовского ВП ГУ НП в Одесской области подполковника полиции Чолкан С.В. «о совершении уголовного преступления».
В нем Лозовский обвинил упомянутых граждан Жумадилова, Дунева, Щекотилина «в предоставлении заведомо ложной информации», высказав мнение, что «их действия подпадают под признаки правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 356, 364, 365-2, 366, 367 УК Украины». Руководствуясь ст. 55, 54, 60, 214, 215, 216, 218 УПК Украины, Лозовский просил «внести сведения, указанные в его заявлении, в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование в форме предварительного следствия».
Заявление передали следователю Усатовского ВП Коваленко, а он фактически отфутболил Лозовского под предлогом: если вы потерпевший — докажите. Где сегодня заявление борца за интересы громады Протопоповки? Якобы оно находится на проверке в Беляевской прокуратуре – в общем где-то там ходит, если не положено под сукно. Чему удивляться — всё как всегда.
А что же будет дальше? По закону, если за 14 дней после создания согласительной комиссии решение не будет принято, оно отдается на откуп главе райгосадминистрации. Срок истек 31 мая. Должность председателя Беляевской РГА до сих пор остается вакантной. Исполняет обязанности руководителя районной исполнительной власти зампред Елена Рудоманенко. Ответственных решений она, естественно, принимать не будет (оно ей надо!). К тому же, документов о проведении заседания согласительной комиссии никуда не представлено, а это прерогатива сельского головы Елены Таран.
Проблема зависает в воздухе, наворачивает всё новые круги, ухудшая социальную и общественную ситуацию в межлиманье, снижая доверие людей к власти как таковой. Кто может оказать помощь громаде в борьбе с бизнес-чиновничьей мафией? Облсовет и райсовет умывают руки, полиция не хочет копаться в запутанном деле.
Остается надежда только на прямое личное вмешательство губернатора Максима Степанова.
Во всей этой истории самое неприглядное состоит в том, что она как явление во многом типичная. Идея децентрализации как таковая в данном случае дискредитируется полностью. Мнение громады игнорируется. Вседозволенность тех, у кого деньги и власть, зашкаливает. Для них люди — лишь электорат и биомасса.
Вокруг текущего рутинного вопроса, который мог быть решен оперативно и без бюрократических войн, идет долговременная тяжба, исписана гора бумаги, потрачены силы и нервы. А мелкий скотобойщик Мороз превратился просто в «демоническую» фигуру!
Наверху, в столице наблюдается головокружение от успехов реформ. Снизу идут бодрые рапорты, сопровождаемые пусканием пыли в глаза любым проверяющим – это мы всегда умели. А воз и ныне там, куда ни глянь.
Добавим, что вода в межлиманье не лучшая — и питьевая, и техническая. А Хаджибейский лиман и так уже загрязнен до нельзя («химический» запах нередко идет и от воды, и от рыбы, которую есть не рекомендуется).
Редакция «РО» никогда не была сторонником радикализма, но в таких случаях как скандальная тягомотина с протопоповской скотобойней нужны таки революционные методы.
Правила общения на сайте. Список забаненых
Сегодня, 16:53
1 фото
Сегодня, 11:08
10 декабря, 15:56
10 декабря, 14:39
10 декабря, 12:30
10 декабря, 12:03
09 декабря, 15:52
09 декабря, 18:46
3 фото
09 декабря, 11:05
08 декабря, 11:52
07 декабря, 12:56
06 декабря, 18:56
06 декабря, 14:43
06 декабря, 13:08