Слово о великом «плюралиссимусе». Взгляд из Одессы
Эксклюзив Рупора Одессы
Сегодня исполнилось 82 году первому (и последнему) Президенту СССР, последнему Генсеку Компартии, «лучшему немцу года» Михаилу Горбачеву.
Горбачев — фигура крайне неоднозначная, вызывающая до сих пор полярные суждения. Это политик куда больше любим на Западе, чем в своей стране, о чем свидетельствовали результаты президентских выборов в России в 1996 году, когда кандидатуру Михаила Сергеевича подержало менее одного процента избирателей. Одни до сих пор с ненавистью называют его проклятым разрушителем великого государства, другие (пусть их на просторах СНГ и не так много) — чтят его как человека, внесшего решающий вклад в разрушение коммунистического строя и социалистической системы.
И тем не менее, Михаил Горбачев — личность выдающаяся, уже навсегда вошедшая в историю.
Михаил Горбачев. Фото: nr2.ru
Биография у него примечательная — с 16 лет работал на комбайне и получил орден Трудового Красного Знамени за большой намолот зерна. Школу Михаил окончил с серебряной медалью, поступил в МГУ на юридический факультет. Позднее окончил также и сельхозинститут в Ставрополе. В апреле 1970 года был избран первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС, а с 1971 года уже вошел в состав ЦК КПСС.
Известные политические аналитики, знавшие всю подноготную кремлевских коридоров власти, Георгий Арбатов и Федор Бурлацкий отмечали, что именно Михаила Горбачева Юрий Андропов выдвигал и хотел бы видеть на посту своего преемника.
В марте 1985-го (ему было тогда ещё только 54 года — большое преимущество перед «кремлевскими старцами») М.Горбачев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, а в 1990 году — Президентом Советского Союза.
Период правления Горбачева получил название «перестройка». Он стал временем радикальных (можно сказать, революционных) перемен как в экономической, так и политической жизни страны. Налицо было развитие гласности, демократизация политической и общественной жизни, заметными явлениями стали индивидуально-трудовая деятельность и кооперативное движение. В 1989 году в стране впервые состоялись альтернативные выборы народных депутатов. При Горбачеве во всю заработала разрядка международной напряженности — американская дипломатия просто не успевала за советскими предложениями о разоружении — Горбачев выбивал у Рейгана все козыри. В Госдепе США не понимали такой трансформации руководства «империи зла». А потому обвинять американцев в развале СССР — примитивно, они просто потом воспользовались ситуацией. Центробежные процессы стимулировались изнутри.
Михаил Горбачев положил конец «холодной войне», вывел войска из Афганистана, обеспечил объединение Германии (причем, фактически за так — ведь немцы готовы были тогда взамен за такой подарок построить квартиры всем нуждающимся в СССР).
Горбачева называли «плюралиссимусом», любителем поиска консенсусов. Это было и так, и не так. На пике перестройки он критику уже особо не воспринимал, по воспоминаниям тогдашних соратников, убегал с совещаний, если слышал альтернативные суждения. Бориса Ельцина давил так бездарно, что создал из него героя — сделав гонимым, обиженным и чуть ли не тираноборцем.
В 1990 году на Съезде компартии РФ (предшествовал последнему съезду КПСС) делегат от коммунистов-военнослужащих Забайкальского военного округа Анатолий Чумаков задал Генсеку вопрос: «Как можно было начинать перестройку без плана, без четкой перспективы и определения задач?». Горбачев не ожидал такой наглости, да и вопрос задел его за живое (видно, он много над ним думал) — и минут десять отвечал бессвязно. На Всеармейской партконференции в марте 1991 года Горбачев (укрывшийся за спинами военнослужащих в момент обострения своего противостояния с российскими советами) вернулся к данной теме и долго говорил о прекрасном будущем, ожидавшем страну ( офицеры внимали молча ).
Но что делать с этой страной её руководитель уже не знал , ситуация выходила из под его контроля. Хаос и развал усиливались ежедневно, крайне обострились межнациональные противоречия — и в Прибалтике, и в Закавказье, встала на дыбы Украина. Авторитет главного «перестройщика» стремительно падал. Креатура Горбачева на пост Президента России — Николай Рыжков на выборах 12 июня 1991 года позорно провалился (собрал только 16 процентов голосов).
И создание ГКЧП во многом было спровоцировано Горбачевым — он не мог не подозревать о планах «путчистов». Тем не менее, скрылся в Форосе, заняв выжидательную позицию — и проиграл, бросив на произвол судьбы и свою партию, и союзную страну. При этом, реакция народа, которую автор этого материала лично слышал в рабочих окраинах Москвы, была показательной: «Ура, Мишку скинули!» Закономерным финалом стал бесславный уход Горбачева с политической арены в конце декабря 1991 года.
Сегодня Михаил Сергеевич — герой вчерашних дней (и дело не только в возрасте). Хотя он ещё в меру сил участвует в политике. В 2007 стал главой Общероссийского общественного движения «Союз социал-демократов». Занимается благотворительной деятельностью, является автором ряда книг и публикаций, о нем снято несколько документальных фильмов, он регулярно дает интервью. У Горбачева немало наград и почетных званий, наиболее известная из которых — Нобелевская премия мира 1990 года.
Семен Корчагин.
21 февраля, 19:33
4 фото
21 февраля, 16:10
1 фото
21 февраля, 13:19
21 февраля, 10:34
21 февраля, 10:29
3 фото
20 февраля, 18:25
1 фото
20 февраля, 16:46
1 фото
20 февраля, 14:16
20 февраля, 13:22
20 февраля, 10:25
20 февраля, 09:40
1 фото
19 февраля, 18:02
1 фото
19 февраля, 15:49
2 фото
19 февраля, 10:07
19 февраля, 10:00
1 фото
18 февраля, 16:34
18 февраля, 12:43