Одесский оперный: к итогам перезагрузки

6 апреля 2016, 10:20

Всю прошедшую неделю Одесса была щедро напоена любовным напитком. А потом пошли рецензии… «РО» не остался в стороне, но пришлось выждать паузу для того, чтобы опубликовать профессиональное мнение уважаемого нами эксперта Таты Артовой.

Итак, что может быть лучше для поднятия настроения, чем изящная и легкая комедия? А если это не просто комедия, а оперный спектакль, то удовольствие от ее просмотра возрастает вдвойне.

Ведь именно обновлённую версию оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток» представил на суд зрителей Одесский национальный академический театр оперы и балета.

На сей раз Одесский оперный увидел классический материал в новом свете. Легенда о волшебном любовном зелье, перекочевавшая из поэмы «Тристан и Изольда» в комедию французского драматурга Э. Скриба, по мотивам которой написана опера «Любовный напиток», получила неожиданную современную, отчасти, пародийную,трактовку в постановке главного режиссера театра Оксаны Тараненко. Жизненность ситуаций, живость положений этого произведения позволили постановщикам спектакля перенести время действия на столетия вперед и показать все перипетии любви Неморино и Адины в ХХI веке. Это поистине свежий взгляд на опус Доницетти, открываюший абсолютно новые смыслы.

Билеты на оперу «Любовный напиток» традиционно пользуются высоким спросом, а тут и вовсе был полный аншлаг. Одесса пребывала в предвкушении. И результат не обманул ожиданий.

Вот зазвучала волшебная музыка Г. Доницетти. Именитый оркестр Одесской оперы (главный дирижер — народный артист республики Молдова маэстро Александру Самоилэ) как-то легко повиновался молодому дирижёру-постановщику спектакля Валерию Регруту, наполняя зал чарующими звуками. Голоса исполнителей заворожили зал, пленяя зрителей красотой звучания. Это и полётное сопрано Алины Ворох (Адина), и мягкий, подвижный тенор Дмитрия Михеева (Неморино), и замечательный баритон Богдана Панченко (Белькоре).

Деревенский парнишка Неморино был представлен тенором Дмитрием Михеевым в дымке романтического флёра, как бы не от мира сего, очень по-своему, не повторяя никого, не подражая никому. Артистическую и вокальную состоятельность в партии цветочницы продемонстрировала Алина Ворох. Она провела свою партию легко, изящно, игриво, умело пользуясь своим обаянием и женственностью.

Но настоящим шедевром стала партия лекаря Дулькамары. Бас народного артиста Украины Василия Навротского был насыщен мощью и поражал природной красотой. Его голос вызвал аналогию с элитным вином, которое с возрастом становится только лучше. В общем, и голос, и актёрская игра и созданный образ производили поистине ошеломляющее впечатление. И, несмотря на негативность образа шарлатана Дулькамары, симпатии зрителя оказывались на его стороне, вернее на стороне артиста Василия Навротского. Хорошим или плохим врачом был Дулькамара неизвестно. Точно, что был он хорошим психологом, да и человеком неглупым. Его чудодейственный любовный напиток поражал наверняка, хотя имел неожиданные побочные эффекты. За то, что он продавал — судья ему Бог и Минздрав. Совершеннолетние покупатели остались довольны, как, впрочем, и совершеннолетние слушатели оперы.

Не могу не отметить прекрасное звучание хора под руководством Заслуженного деятеля искусств Украины Леонида Бутенко. Обновленный, помолодевший хоровой коллектив, помимо отличного звучания, продемонстрировал несвойственные и непривычные для академических хоров пластику и настоящую актёрскую игру. Эта новая и, безусловно, интересная концепция подвижного, «играющего» хора, заложенная в предыдущих постановках театра, в «Любовном напитке» нашла своё полное и очень качественное воплощение. Сегодня хористы Одесской оперы — это уже не статичное поющее сообщество, а настоящие действующие лица и исполнители.

Между тем, спектакль приближался к своей вершине, кульминации. Да, это, конечно, знаменитая ария Неморино «Una fortiva lagrima…»! Уж тут каждый волен воспринимать этот шедевр на свой лад, но прикосновение к этому известному произведению ко многому обязывает. Не вдаваясь в анализ чисто вокальных особенностей исполнения этой арии Дмитрием Михеевым, скажу о реакции зала. Слушали певца в абсолютной тишине, замерев, а потом взорвались дружной овацией с криками «браво».

В общем, искрящийся юмор, красивые, легко запоминающиеся мелодии, прекрасные голоса ещё раз убедительно доказали: содержание комической оперы не устаревает с годами! Ведь чувства, охватывающие героев вечны, как сама жизнь: симпатии, соперничество, ревность. Поэтому ситуация «Любовного напитка» могла произойти как на венецианском карнавале несколько веков назад, так и в современном провинциальном городке.

В который раз ловишь себя на мысли, насколько актуальна класика, и какова сила таланта, позволяющего создавать шедевры, созвучные современности даже через столетия. Всё совершенно узнаваемо! Это и провинциалы, одурманенные миром ТВ - реалити и пресловутого шоу-биза, готовые к слепому поклонению перед заезжими «селебритис». Это и молодежь, мечтающая вырваться со своей малой родины, и, конечно, странствующий лекарь Дулькамара, так напоминающий псевдоэскулапов нынешнего времени, пытающихся всучить больным любое снадобье…. Вспомним хотя бы культовое объявление, на протяжении многих лет украшающее одесские столбы: «Лечу мазью». И, конечно, вечное желание обывателей верить в неожиданное, свалившееся на голову чудо!

В финале зритель осознает: оказывается, не «чудо-напиток», а сами люди способны наполнить друг друга эликсиром добра и любви.

P.S. Кстати, новая постановка явилась достойным ответом злопыхателям, судачившим о том, что продлевать контракт с действующим директором театра Надеждой Бабич не стоит, нужна, дескать, перезагрузка. К счастью, контракт был продлен, а Надежда Матвеевна в который раз подтвердила свою состоятельность и как руководитель, и как творческий, современно мыслящий человек. Так что, несмотря на то, что директор в театре остался «старым», творческие веяния сегодня в нём абсолютно новые!

Сходите в Одесский национальный академический театр оперы и балета и отведайте чудодейственного «Любовного напитка»! Не пожалеете!

 
 
Комментарии размещаются сторонними пользователями нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:


   Правила общения на сайте.   Список забаненых