Одесский нардеп Сергей Гриневецкий: транспорт — это катализатор интеграции
11 апреля народный депутат от Одессы Сергей Гриневецкий в ходе проходящего в Санкт-Петербурге международного форума «Евразийская экономическая перспектива» выступил на круглом столе «Единое экономическое пространство: возможности развития эффективного бизнеса без границ».
Политик подчеркнул: «Когда обсуждается тема сотрудничества Украины и Таможенного Союза, то чаще всего внимание фокусируется на вопросах снижения цены на газ или торговли товарами. В то же время такая важная тема как сотрудничество в транспортной сфере, в особенности, в сфере морских перевозок, попадает в разряд второразрядных. И совершенно зря, учитывая значительный транзитный потенциал как Украины, так и стран Таможенного Союза, в первую очередь, России.
Следует отметить, что, к примеру, торговля между Украиной и Россией уже не является интегрирующим фактором. Происходит процесс отдаления двух государств. Так, доля России в украинском товарообороте сократилась с 39,2% в 1995 году до 32,4% в 2011 году. Доля Украины в российском товарообороте сократилась с 11% в 1995 году до 5,4% в 2011. В обеих странах идет переориентация внешней торговли на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, Китай и страны Европейского Союза.
В то же время, транспорт в современных условиях может стать катализатором интеграции ».
Сергей Гриневецкий констатировал, что «за годы, прошедшие со времен развала Советского Союза, транспортные системы бывших союзных республик пережили процесс глубокой трансформации. Из составных частей некогда единого комплекса, обслуживающего потребности общесоюзной плановой экономики они превратились в самостоятельные комплексы, находящиеся под влиянием глобальной экономики».
Поэтому, по его мнению, «обсуждая вопросы реализации инфраструктурных проектов на постсоветском пространстве, мы должны принимать во внимание следующие ключевые глобальные тенденции.
На протяжении последних двадцати лет объемы морской торговли выросли в два раза и ныне более 80% международной торговли товарами осуществляется путем морских перевозок. Главная причина роста морской торговли – рост международного разделения труда, перенос производства из высокоразвитых стран в страны с низкой себестоимостью труда. Как результат, наиболее перспективной с точки зрения транспорта и логистических компаний представляется торговля между активно развивающимися экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона и развитыми экономиками Европы и Америки. Пока что наземным альтернативным маршрутам, в том числе проходящим через страны Таможенного Союза, не удается составить достойную конкуренцию морским перевозкам.
Наряду с процессом глобализации происходит и процесс регионализации международной экономической деятельности, результатом чего является возрастание значения региональных (локальных) транспортных комплексов, одним из которых является Черноморско-Азовский транспортный комплекс. Каждому из таких локальных комплексов предстоит найти свою нишу в системе глобальных перевозок.
Усиливаются интеграционные процессы, в том числе, в Черноморском регионе и, соответственно, стремление стран, входящих в экономические и политические союзы, координировать транспортную политику. Примером здесь может служить политика Европейского и Таможенного Союзов.
Возрастают объемы контейнерных перевозок, и, как следствие, роль мультимодальных перевозок.
За последнее время наращивает обороты круизная индустрия — одна из глобально интегрированных отраслей ».
С.Гриневецкий отметил: «Все вышеперечисленные тенденции свидетельствуют о грядущем новом витке разноуровневой конкуренции за грузопотоки: между отдельными локальными транспортными комплексами, между альтернативными маршрутами, и, в конечном итоге, между отдельными государствами Черноморского бассейна.
Естественно, что Россия как единственное государство, имеющее выход к мировым торговым путям играет доминирующую роль в формировании морской и транспортной политики Таможенного Союза.
Но как раз в сфере транспортного сотрудничества Украины и России наблюдаются разновекторные тенденции. С одной стороны, в последнее время был предпринят ряд шагов, направленных на усиление сотрудничества в транспортной сфере. В мае 2010 года министерствами транспорта двух стран был подписан план интеграции транспортных систем. Подписан ряд важнейших соглашений по обеспечению безопасности судоходства в Азовском море и Керченском проливе, президенты двух стран выступили с совместным заявлением по вопросам делимитации морских пространств в Азовском и Чорном морях, а также Керченском проливе.
С другой стороны — за последнее время Россия предприняла ряд шагов, направленных на повышение конкурентных преимуществ черноморских портов. Так, большие надежды возлагаются на портовой инфраструктуры Черноморского побережья в рамках подготовки Зимней Олимпиады в Сочи 2014 г., официально презентован проект «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», обладающего в перспективе мощностью свыше 100 млн. тонн.
Последствия предпринятых российской стороной шагов уже ощущают на себе украинские порты. Дело в том, что около трети перерабатываемых в украинских портах грузов – транзитные, большинство из них из стран Таможенного Союза, в основном России. В 2012 году транзит грузов через порты Украины сократился на 18,5%. Этот процесс происходит на фоне роста объемов грузооброботки в черноморских портах России.
Справедливости ради, стоит отметить, что причины уменьшения российского транзита через украинские порты не только в целенаправленной политике России, но и в несовершенной таможенно-тарифной политике Украины, излишней забюрократизированности процесса оформления грузов и, к сожалению, коррупции.
В разработанной Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. среди ожидаемых результатов: повышение роли морских портов России, особенно в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличение транзитных грузопотоков, а также — переключение части объема внешнеторговых потоков Российской Федерации в порты России из Украины и стран Балтии и сокращение доли сопредельных государств в общем объеме перевалки внешнеторговых грузов до 5 и менее процентов
Украинскую сторону не могут не беспокоить эти тенденции. С позиций транспортной сферы, в особенности, морской отрасли перспективы Украины связаны с Таможенным Союзом. Но это только на первый взгляд. Ряд экспертов считает, что даже в случае вступления Украины в Таможенный Союз, Россия вряд ли откажется от стратегических перспектив развития морских портов Черноморского побережья со всеми вытекающими последствиями ».
Народный депутат, губернатор Одесской области в 1998-2005 годах убежден, что «сегодня нам следует сегодня сосредоточиться на том, чтобы объединить наши конкурентные преимущества, такие как: выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, наличие сети внутренних водных путей для повышения транзитного потенциала и главное, социально-экономического развития приморских территорий ».
-
- Далі буде
21 февраля, 19:33
4 фото
21 февраля, 16:10
1 фото
21 февраля, 13:19
21 февраля, 10:34
21 февраля, 10:29
3 фото
20 февраля, 18:25
1 фото
20 февраля, 16:46
1 фото
20 февраля, 14:16
20 февраля, 13:22
20 февраля, 10:25
20 февраля, 09:40
1 фото
19 февраля, 18:02
1 фото
19 февраля, 15:49
2 фото
19 февраля, 10:07
19 февраля, 10:00
1 фото
18 февраля, 16:34
18 февраля, 12:43