Одесский аэропорт: какова цель радетелей о благе народа или новые экспроприаторы

26 марта 2015, 11:07

«Страсти по аэропорту». Именно так названа статья Олега Суслова, опубликованная 24 марта в газете «Вечерняя Одесса» . В прошлом году «ВО» в  номерах за 16 августа, 16 сентября и 1 ноября, рассказывала о том, как идет строительство на этом важнейшем объекте — одном из главных воздушных ворот страны, которыми управляют ООО «Международный аэропорт «Одесса», созданное местной властью (25% уставного фонда) и компанией «Одесса Аэропорт Девелопмент» (75%). Обращался к этому вопросу и «Рупор Одессы».

 Однако в последнее время тема аэропорта муссируется совсем в другом ключе — идут целенаправленные нападки на дирекцию и инвестора, навешиваются политические ярлыки, будоражится общественное мнение.

 Обратимся к указанной публикации «Вечерней Одессы» (с некоторыми сокращениями).

… «Аэропорт НАШ». Так называется общественная инициатива ряда организаций, объединившихся под единым лозунгом: бывшее коммунальное предприятие следует вернуть городской громаде. А инвестору — указать на дверь. Первое заседание общественной инициативы состоялось 24 февраля. После этого один за другим пошли митинги.   Сотрудники одесского аэропорта   провели ответные публичные мероприятия с требованием оставить предприятие в покое.

Общественники также съездили в Киев, митинговали под стенами Администрации Президента .

Во всей этой информационной и пиар-круговерти очень непросто выделить два основных вопроса, которые легли в основу требований представителей общественной инициативы к компании-инвестору строительства терминала. Впервые они прозвучали в ходе пресс-конференции в пресс-центре «Паритет».

Первый вопрос — опасение. Дескать, аэропорт, перешедший под управление частной компании, становится беззащитным для проникновения в город с воздуха пресловутых «вежливых зеленых человечков». Второй вопрос — сомнение. Каким все-таки должен быть юридический механизм реализации инициативы «Аэропорт НАШ»? Ведь Украине сейчас, как никогда, необходимо доказывать, что она является правовым государством, защищающим все, без исключения, права граждан, в том числе, и право частной собственности. Экспроприации в духе октября семнадцатого года губительно скажутся на международном имидже нашей страны, стремящейся стать равной среди равных в европейском сообществе.

Примечательно, что на той же пресс-конференции прозвучали ответы на вышеупомянутые вопросы. Причем, от человека, которого не заподозришь в симпатиях к компании-инвестору. Депутат Одесского горсовета   Александр Остапенко   не голосовал за создание ООО «Международный аэропорт «Одесса». Тем не менее, в своем выступлении он не позволял эмоциям брать верх, а рассуждал здраво и предельно прагматично.

Так, к вопросу безопасности воздушных ворот города строящийся новый терминал никакого отношения не имеет. Ведь взлетно-посадочная полоса была, есть и будет собственностью государства. Пограничники с таможенниками — государственные структуры. Безопасность авиадвижения — также забота государства. Поэтому поднимать вопрос безопасности Одессы с воздуха в привязке к строительству нового терминала — как минимум, нелогично.

Что же касается идеи разрыва отношений с инвестором, то, по словам А.Остапенко, финансовые и юридические последствия ее реализации будут для города очень плохими. Ведь инвестор потребует возврата затрат — и будет прав. Причем, по тому валютному курсу, что был в прошлом году. В общем, считает депутат от фракции политической партии «Фронт змін», гораздо дешевле установить постоянный общественный контроль за тем, как идет строительство нового терминала и приносит ли запланированные доходы городу деятельность ООО «Международный аэропорт «Одесса», чем бить горшки.

Напомним, что   в Одесском городском совете создана и работает временная депутатская контрольная комиссия по проверке выполнения обязательств инвестором.   По ее инициативе осенью прошлого года состоялся «круглый стол», посвященный возведению нового терминала. Председатель комиссии   Денис Балух,   отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул: серьезных претензий к инвестору нет.

На днях с просьбой проанализировать полноту выполнения инвестором взятых на себя обязательств  «Вечерняя Одесса»  обратилась к еще одному члену вышеназванной комиссии  (небезызвестному адвокату — прим. «РО») Александру Казарновскому.

Депутат горсовета отметил: «Не секрет, что весь комплекс аэропорта — и здание аэровокзала, и взлетно-посадочная полоса — давно нуждался в модернизации. Как не секрет и то, что денег на эту модернизацию не было. И тогда, когда аэропорт находился в государственной собственности. И после его передачи в коммунальную собственность…  Была создана специальная комиссия по рассмотрению инвестиционных проектов. К началу 2011 года было рассмотрено шесть проектов, большинство из которых не имели под собой никакой реальной основы. Тем не менее, комиссии все же удалось выбрать потенциального инвестора. Результатом совместной работы комиссии горсовета и инвестора стало принятие в апреле-июле 2011 года решений городского совета о реализации проекта реконструкции Международного аэропорта «Одесса» путем создания ООО «Международный аэропорт «Одесса», участниками которого стали Одесский горсовет и инвестор. Доля Одесского городского совета была внесена имуществом (зданием аэровокзала и другим имуществом), а инвестор — денежными средствами в размере 355 млн. гривень. От деятельности совместного предприятия город получает налоговые поступления и должен получать дивиденды. По моей информации, на конец марта назначено собрание участников ООО, где будет решаться вопрос о распределении дивидендов….

Нужно понимать, что аэродромный комплекс ( до сих пор не модернизированный), в который входит взлетно-посадочная полоса (ВПП), перрон, рулежные дорожки и так далее,  остался в собственности города и не  передавался в уставный фонд ООО. Это имущество находится в управлении  КП «Международный аэропорт «Одесса» и, естественно, город продолжает получать средства от эксплуатации ВПП.

По условиям договора, заключенного с инвестором, последний должен был определить источники финансирования реконструкции аэродромного комплекса. Нужно признать, что усилия в этом направлении предпринимались. Даже было принято несколько постановлений и распоряжений Кабинета Министров о выделении денежных средств на строительство новой ВПП. Создали госпредприятие «Дирекция по строительству международного аэропорта Одесса». Этому предприятию был выделен для строительства ВПП участок земли. К сожалению, те мероприятия, которые планировались актами Кабмина, не были реализованы.  Предусмотренные денежные средства на реконструкцию аэродромного комплекса так и не  выделили».

По словам Казарновского, «с момента создания ООО «Международный аэропорт «Одесса» горсовет пристально следит за тем, каким образом инвестор исполняет взятые на себя обязательства. По информации, собранной депутатской комиссией, можно сделать вывод о том, что существует определенное отставание от графика строительства пассажирского терминала, поскольку терминал должен был быть сдан в эксплуатацию 20 февраля 2015 года. Мы понимаем объективные трудности, с которыми столкнулся инвестор в процессе выполнения своих обязательств. Ведь никто в 2011 году не мог предполагать возникновения сегодняшнего экономического кризиса. Тем не менее, инвестор полон решимости продолжать выполнение взятых на себя обязательств. А городской совет, со своей стороны, обоснованно рассчитывает на то, что эти обязательства будут выполнены и у города, наконец-то, будет современный новый аэровокза л».

Комментарий «РО»:   то, что происходит вокруг аэропорта, не идет на пользу ни городу, ни предприятию и его работникам, а самое главное — потенциальным пассажирам — жителям Одессы и всей Украины. Непрекращающаяся (и есть подозрения, что заказная) демагогическая информационная атака общественников так или иначе дестабилизирует работу предприятия, что недопустимо в нынешних сложнейших экономических и внутриполитических условиях. А потому возникают резонные вопросы: какова конечная цель радетелей о благе народа, только ли это обычное желание пропиариться и напомнить о себе, чьи интересы они представляют и кто за ними стоит?

 
 
Комментарии размещаются сторонними пользователями нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:


   Правила общения на сайте.   Список забаненых