Одесские околотеатральные ностальгические заметки или как стать народным
Эксклюзив Рупора Одессы
В нашем солнечном городе есть известный на весь мир театр – знаменитая одесская оперетта. В советское время билетов туда было не достать. Ходили на премьеры и на конкретных артистов – на Михаила Водяного, царственную Людмилу Сатосову, интеллигентную Маргариту Демину (жену Водяного), Идалию Иванову («голос» гимна Одессы), Евгению Дембскую, которая могла раздарить хористкам все подаренные ей цветы, очаровательную Тамару Тищенко, ослепительную Галину Жадушкину, любимца одесских женщин Юрия Дынова, театральные пары Наталью и Николая Завгородних, Светлану и Валентина Валовых, потрясающих комиков Бориса Боровского и Семена Крупника, Виктора Алоина (ему единственному разрешалось импровизировать во время спектакля), универсального актера Валерия Барду-Скляренко и многих, многих других звезд одесской оперетты.
А потом началась горбачевская «перестройка», развал СССР, из театрального лексикона исчезло понятие «аншлаг», многие актеры уходили на «вольные хлеба» (как не вспомнить знаменитый одесский театр «Ришелье» с Сатосовой и Крупником), уезжали, как Боровский и Барда-Скляренко. Постепенно уходили из жизни мэтры оперетты. Менялся репертуар – некому стало играть главные роли в популярных ранее спектаклях «Белая акация», «На рассвете», «Свадьба в Малиновке», «Старые дома». И, как по Библии — «последние стали первыми».
Надо сказать, в театре у каждого своё амплуа – герой (героиня), комик, субретка, а кому-то достается произнести «Кушать подано». Однако все желающие служить в театре проходили через жесточайшее «сито» отбора, причем исключения не делались ни для кого – наличие профильного диплома даже для артистов хора и балета было обязательным.
К чему такая долгая преамбула – написать эти заметки подтолкнуло присутствие на одном из недавних торжественных мероприятий областного уровня народной артистки Украины Виктории Фроловой, солистки-вокалистки, ведущего мастера сцены Одесского академического театра музыкальной комедии им.М.Водяного.
Она работает в театре с 1964 года, тогда же поступила в Одесское театрально-художественное училище на отделение артистов оперетты, курс вел мэтр отечественной оперетты Матвей Ошеровский, главный режиссер театра в 1962-1977 годах. Вместе с ней на курсе учились ее будущий супруг Владимир Фролов, а также известные в дальнейшем талантливые актеры Галина Жадушкина, Валентин Валовой, Валерий Барда-Скляренко. Училась в балетной школе, танцевала в Оперном (по ее словам в интервью на сайте «Вікна-Одеса» 8 мая «была маленьким лебедем в последней линии»), в театр её пригласил тогдашний главный балетмейстер театра Игорь Дидурко (в кордебалет).
Не претендуя на роль тонкого знатока и театрального критика, но помня тот театр и тех актеров 70-80 годов, с которыми был знаком и довольно тесно общался, могу озвучить их мнение, что «по вокальным и актерским данным Виктория далеко не превосходила коллег по цеху. Танцевальная – да, раскованная – да, но не больше». Опять же, по её словам, маленькие эпизодические роли (в театре это амплуа называется «субретка») стала играть со 2-го курса, а первую большую роль – еще через год в спектакле «Ограбление в полночь». Она играла не главных героинь, а роли 2-3 плана (впрочем, в Америке и за это дают «Оскара» — прим. ред.).
Все изменилось в 1996 году, когда она стала заслуженной артисткой Украины. Злые театральные языки вспоминают, как присваивались звания в «эпоху Кучмы». Поговаривают, что побывав в Одессе на одном из спектаклей, тогдашний гарант Конституции приказал присвоить звания понравившимся ему артистам (в том числе и мужу Виктории Владимиру). Так это или не так – комментировать не будем.
Однако в наши дни облгосадминистрация долго «тормозила» присвоение звания народной Фроловой из-за отсутствия высшего образования и не только… Но местный общественный деятель и актер Яков Гопп (Яша из популярного ранее сериала об одесской коммуналке) подготовил обращение от имени одесской общественности — оно было отослано в Киев. И ко Дню театра 27 марта 2015 года (в обход наградной комиссии ОГА) Виктории Фроловой Указом Президента Украины таки было присвоено долгожданное почетное звание.
По мнению некоторых подписавших обращение одесских деятелей культуры (кто из сочувствия, кто из солидарности, кто по принципу «не испортить отношения») – Виктория Фролова «плохая певица, но неплохая актриса, ее актерские данные действительно не раз спасали спектакли, особенно когда вместо героинь — с возрастом она стала играть характерные роли. Но театр-то – музыкальный, музыка в таком театре прежде всего, и давать награду по количеству прожитых лет, мягко говоря, несправедливо».
Надо отдать дань уважения Виктории за многолетнюю приверженность театру – свыше 50 лет на сцене – это не шутка. Безусловно, и она внесла свой вклад в историю театральной Одесчины, и у нее есть свой зритель. Однако не верится, что в одесской оперетте не осталось больше достойных кандидатур на высокое звание народного артиста — по признаку таланта (?!).
Театр. Запах кулис, блеск премьеры, кумиры публики и актерская братия со своими байками, сплетнями, суевериями, интригами, романами. И труд, нелегкий актерский труд.
А в советское время в оперетте было только два Народных артиста СССР – наш земляк Михаил Водяной и недавно ушедшая из жизни бесподобная искрометная московская красавица Татьяна Шмыга.
На сцене — Михеил Саакашвили и Виктория Фролова
Савелий Крамаренко
21 февраля, 19:33
4 фото
21 февраля, 16:10
1 фото
21 февраля, 13:19
21 февраля, 10:34
21 февраля, 10:29
3 фото
20 февраля, 18:25
1 фото
20 февраля, 16:46
1 фото
20 февраля, 14:16
20 февраля, 13:22
20 февраля, 10:25
20 февраля, 09:40
1 фото
19 февраля, 18:02
1 фото
19 февраля, 15:49
2 фото
19 февраля, 10:07
19 февраля, 10:00
1 фото
18 февраля, 16:34
18 февраля, 12:43