Одессит Сергей Гриневецкий: Украина не должна  оставаться провинциальной державой  

19 января 2015, 16:02

В газете «Зеркало недели» опубликована злободневная статья известного одесского политика, губернатора Одесчины в 1998-2005 годах Сергея Гриневецкого Удержит ли Украина свои позиции на Дунае? Учитывая формат интернет-издания, предлагаем её вниманию читателей в сокращенном варианте.

Политик подчеркивает, что несмотря на наличие серьезнейших внешних и внутренних проблем, стоящих перед Украиной, нельзя забывать о перспективах развития дунайского судоходства и Придунайского региона в целом.   Причем, именно в условиях нынешнего кризиса.

Сергей Гриневецкий отмечает, что сегодня «мы наблюдаем пренебрежение проблемами морской отрасли  (как и транспорта в целом ). В принятой программе Кабинета Министров Украины много раз употребляется слово  «новая » политика  (оборонная, экономическая, антикоррупционная политика и  т.д). А вот новой транспортной политики нет ».

По убеждению Гриневецкого, «сегодня в повестку дня стоит включить вопрос о развитии транзитного потенциала Украины. Этот вопрос тем более актуален в свете подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в котором содержится ряд положений, касающихся работы морехозяйственного комплекса ».

Пока же ситуация удручающая: в то время как объемы мировых морских перевозок возрастают, в Украине роль морского транспорта катастрофически падает. В сравнении с 1990 годом объемы грузовых перевозок морским транспортом в 2013 году уменьшились в 15,5 раза. Удельный вес морских перевозок в общем грузообороте составляет 0,15%, а в пассажирских — 0,1%.

К 2020 году ЕС планирует увеличить существующую долю рынка перевозок водным транспортом до 10%. К 2030 году планируется переключить 30% грузопотоков, осуществляемых на расстояние более 300 км, на железнодорожный и водный транспорт.

А что у нас? Украина, имея две трансграничные реки  - Днепр и Дунай, за годы независимости резко сократила количество речных перевозок. С 1990 года объемы грузовых перевозок речным транспортом уменьшились в 23,1 раза.

Сергей Гриневецкий указывает: «ЕС, разрабатывая трансъевропейскую  транспортную  сеть, мыслит стратегически, на десятилетия вперед,  а бизнес- и  политическая элиты Украины мыслят принципами сиюминутной выгоды.

Проблема Украины в том, что, имея все возможности для интеграции в европейскую транспортную систему (и не только), она эти возможности хронически не использует. Напротив, неоправданно высокие тарифы в тех же портах, обилие проверяющих и контролирующих служб и, как следствие, высокий уровень коррупции делают украинский морехозяйственный комплекс неконкурентоспособным.

Если сейчас не заняться проблемами флота, новой привлекательной тарифной и транзитной политикой, то Украина останется провинциальной державой, у которой могут легко отобрать выход к морю ».

Политик считает: «В этом контексте роль дунайского судоходства явно недооценивается, если не сказать просто игнорируется ». Дунай  же  имеет для Украины не только экономическое, но и политическое значение. В контексте подписания Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной Дунайская стратегия может стать тем инструментом, который ускорит процесс имплементации  этого документа.

Существует и другой политический аспект — внутренний. Действие Стратегии распространяется на четыре региона Украины, расположенных в бассейне реки Дунай — Одесскую, Черновицкую, Ивано-Франковскую и Закарпатскую области. Каждая из этих областей имеет ярко выраженную экономическую, культурную и, как следствие, политическую специфику. Характерной особенностью трех из них — Одесской, Черновицкой и Закарпатской является многонациональный состав населения и приграничное расположение.

В условиях кризиса и  «гибридной» войны значительно усиливаются риски внутренней дестабилизации  ».

В качестве примера,  Гриневецкий приводит  южные районы Одесской области — Украинское Придунавье или Бессарабию:  «с одной стороны, благодаря выходу к Дунаю и соседству с ЕС этот регион имеет стратегическое значение, с другой — он представляет собой район компактного проживания этнических групп (болгар, гагаузов, молдаван, албанцев, старообрядцев-липован), узел социальных, экономических и экологических проблем, не решаемых годами.

Неудивительно, что на этих факторах пытаются играть как внутренние, так и внешние игроки. В ноябре 2014 г. в средствах массовой информации распространили новость о том, что на юге Одесской области возможно создание Бессарабской  «народной республики ».

Но не стоит сбрасывать со счетов и объективные факторы. На протяжении 23 лет независимости Придунавье оставалось практически без внимания со стороны центра. Даже Комплексная программа развития региона на 2004–2010 годы была профинансирована только на треть, из-за чего большинство проблем так и остались нерешенными. В 2013 году была подготовлена Концепция новой Программы развития Придунавья на 2014–2017 годы, однако на полноценную программу она так и не вышла.

До сих пор, несмотря на указы Президента и правительственные программы, так и не реализован стратегический революционный проект строительства автотрассы Одесса—Рени по новому маршруту, а также не проведена электрификация всего участка железной дороги Одесса—Измаил  ».

Одесский политик акцентирует внимание на том, что   «развитие транспорта составляет только одно из ключевых направлений Дунайской стратегии, которая представляет собой комплексный документ, охватывающий сферы энергетики, туризма, науки и образования ».  И констатирует: «К сожалению, все украинские правительства инициативности в дунайском вопросе не проявляли и не проявляют ».

По мнению Гриневецкого, «определенная надежда появилась с началом проведения регулярных конференций парламентариев стран Дунайского  региона», и как руководитель украинской делегации замечает, что встречи в  Ульме-на-Дунае  и в Будапеште  «были весьма продуктивны и  полезны».

Отсюда конкретное предложение: «Хотелось бы, чтобы в нынешнем составе Верховной Рады была сформирована группа депутатов от тех четырех областей, на которые распространяется действие Дунайской стратегии, которая бы отвечала за имплементацию этого документа в  Украине».

Резюме: «Необходимо понимать, что речь идет не об узкорегиональной или узкоотраслевой проблематике, а об одном из стратегических направлений интеграции в европейское пространство. Без должного внимания со стороны государства у нас есть риск окончательно утратить позиции на Дунае ».

 
 
Комментарии размещаются сторонними пользователями нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:

dolento   19 января 2015, 16:32 IP: 213.231.32.
Хіба комусь цікаво, що написали його «негри» та «думки» цього антиукраїнського негідника з риго-анальної зграї!

Ответить

   Правила общения на сайте.   Список забаненых