Одессе быть морской столицей или просто городом у моря?
27 февраля народный депутат Украины Сергей Гриневецкий выступил на «круглом столе», состоявшемся в Одессе, на тему: «Украина: морская держава или страна у моря? Морская отрасль – проблемы и пути возрождения морского флота, Черноморского морского пароходства».
Политик отметил, что для возвращения Украине статуса ведущей морской державы, а Одессе — высокого звания морской столицы страны, необходимы серъезные и целеустремленные мероприятия на государственном уровне. Одними призывами и обещаниями возродить национальное судоходство, ностальгическими воспоминаниями о былой славе ЧМП дела не поправить.
«Более 80% мировой торговли осуществляется сегодня именно за счет морских перевозок. Это касается и внешней торговли Украины. Например, около 70% железнорудного сырья экспортируется морским путем», — конкретизировал С.Гриневецкий.
Нардеп обратил внимание на то, что за последние годы произошло и такое явление, которое пока практически не зацепило Украину, как перемещение производства из высокоразвитых стран в страны с низкой себестоимостью производства. При этом необходимо учитывать, что Украина находится на пути движения сырья в страны с низкой себестоимостью продукции и готового товара в высокоразвитые страны.
Упомянул Сергей Гриневецкий и о необходимости кормить народ собственной страны, а если захотим заработать — то и другие народы. Например, ожидается, что на протяжении 2011-2015 годов продажа рыбы и морепродуктов будет расти в среднем на 1,5% в год. Однако, на фоне вот таких увлекательных для бизнеса перспектив, подчеркнул политик, «происходит процесс фактической утраты Украиной своего торгового, рыболовного и научного флота».
Все ли потеряно? Нет, уверен нардеп-одессит. На Черном море проявляет активность Европейский Союз, о чем свидетельствуют его программы «Черноморская синергия» и «Восточное партнерство». А в январе 2011 года Европарламент принял резолюцию относительно Стратегии ЕС в Черноморском регионе, в котором наряду с политическими приоритетами, определены и экономические приоритеты. В частности, Стратегия ориентирована на развитие — для целей международной торговли и транспортирования углеводородов — черноморских и дунайских портов Евросоюза и инфраструктуры интермодальных перевозок. В резолюции содержится призыв к черноморским прибрежным странам подписать меморандум по развитию черноморских морских коридоров.
В последнее время роль Евросоюза увеличивается на фоне уменьшения активности Соединенных Штатов в Большом Черноморском регионе. Для ЕС этот регион важен нет только с позиций морского транспорта, но и как обеспечивающий доступ к энергетическим ресурсам Каспия.
При этом, следует учесть, что наряду с Европейским Союзом совместную транспортную политику стремятся проводить государства Таможенного Союза – Россия, Казахстан и Беларусь.
Вместе с тем, из них только Российская Федерация имеет непосредственный выход к мировым морским коммуникациям, в том числе, к Черному морю, что обусловливает ее доминирование при определении морской политики Таможенного Союза, а переориентирование российских грузовых потоков в российские черноморские и азовские порты, минуя порты Украины, грозит огромнейшими финансовыми потерями для нашей страны.
Все факторы, препятствующие возрождению отечественного судоходства, можно обобщить в одном выводе: это отсутствие внятной и реалистичной морской политики, которая так и не была сформулирована государством за двадцать один год существования независимой Украины, — с сожалением заметил Гриневецкий.
Для осмысленной работы по выходу из критической ситуации, нардеп предложил ответить на три вопроса: зачем нам необходимо возрождать отечественный флот? Под какие грузопотоки мы намерены его возрождать? На какие средства мы собираемся это сделать?
Более-менее четкий ответ, по мнению Сергея Гриневецкого, есть только на первый вопрос. Национальный флот – это один из важнейших факторов внешнеэкономической независимости государства. Снижение объемов участия украинского флота в перевозках внешнеторговых грузов, кроме потери прибылей, ведет к росту зависимости Украины от мирового фрахтового рынка и увеличению импорта транспортных услуг. Итог всего – ухудшение платежного баланса страны.
За 21 год было принято ряд программ, направленных на возрождение украинского флота, но все они были «талантливо» провалены. Единственной структурой, которая сумела за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития обновить флот, была компания «Укрречфлот».
Выход из нынешнего тупика опытный политик и хозяйственник Гриневецкий видит в строительстве крупнотоннажных судов компаниями, ориентированными на экспорт своей продукции за рубеж, таких, например, как николаевский «Нибулон», которая начала строительство собственного флота на собственных производственных мощностях. Но, с одним условием — эти суда должны ходить под отечественным флагом.
Заботиться о возрождении морской мощи державы мог бы орган, аналогичный Совету национальной безопасности и обороны, своего рода Морская коллегия, которую С.Гриневецкий предлагал создать еще три года назад.
В заключение Гриневецкий выразил уверенность, что несмотря на многие негативные процессы, происходящие в морской отрасли, у нас ещё есть шанс, объединив усилия политиков, ученых, специалистов, добиться перелома положения дел к лучшему.
21 февраля, 19:33
4 фото
21 февраля, 16:10
1 фото
21 февраля, 13:19
21 февраля, 10:34
21 февраля, 10:29
3 фото
20 февраля, 18:25
1 фото
20 февраля, 16:46
1 фото
20 февраля, 14:16
20 февраля, 13:22
20 февраля, 10:25
20 февраля, 09:40
1 фото
19 февраля, 18:02
1 фото
19 февраля, 15:49
2 фото
19 февраля, 10:07
19 февраля, 10:00
1 фото