Квартиры для военнослужащих — капля в море. Мнение одессита
Эксклюзив Рупора Одессы
В г. Белгород-Днестровский Одесской области накануне Дня независимости состоялась торжественная церемония вручения смотровых ордеров на получение постоянного и служебного жилья семьям ветеранов военной службы и военнослужащим местного гарнизона.
Военнослужащим выделен 24-х квартирный дом на ул. Шевченко 46а. В свое время этот объект (бывшую гостиницу «Днестр») местная власть передала военным для переоборудования под жильё. Заказчиком работ выступило Южное управление капитального строительства Министерства обороны Украины, а исполнителем — одесская строительная компания «Рубин».
Как сообщает военное ведомство, решением Министра обороны Украины 12 квартир в доме будут выделены в фонд служебного жилья, остальные переданы под постоянное жилье. При этом, четыре квартиры планируется зарезервировать для семей военнослужащих, погибших в ходе АТО.
Что ж, место, где расположен указанный дом — хорошее, это самый центр курортного Белгорода-Днестровского, рядом парк, совсем недалеко знаменитая крепость и лиман, нет вблизи заводов и железной дороги. За людей можно только порадоваться — пусть благоустраиваются и живут в нормальных условиях.
Другой вопрос: эти квартиры, к сожалению, только капля в море с учетом нескольких тысяч военнослужащих кадра и запаса, стоящих на квартирном учете в Одесской области (прежде всего, в Одессе). Да и в самом Белгороде-Днестровском их немало. В советское время некоторые офицеры, переведенные в ОдВО на закате своей службы, хотели попасть именно сюда, даже не в Южную Пальмиру (сейчас в это трудно поверить).
В Одесской области среди отставников до сих пор немало «ветеранов» квартирных очередей с двадцатилетним стажем. Их число не уменьшили ни естественная убыль, ни сокращения армейских структур.
Жилищная проблема в армии самым наглядным образом отражает все неприглядности сегодняшнего времени. В условиях дефицита жилья злоупотребления процветают. Принцип элементарной справедливости просто отсутствует.
Кто-то квартиры, конечно, получает — но какой кровью они достаются, сколько муссируется темных и, увы, небезосновательных, слухов о таксах, которые установлены в КЭЧ для «ускорения» законного получения жилья!
Квартирный вопрос в войсках ОдВО встал во всей остроте уже после 1987 года — в разгар горбачевской перестройки. А в постсоветское время проблема стала одной из самых болевых. Причем, «держать лицо» из всех командующих войсками округа периода Независимости старался только генерал-полковник Владимир Шкидченко (будущий Министр обороны). Он правдиво заявлял офицерам: «Я даю квартиры вне очереди только своим заместителям ( а их и было у него всего 5 ) — остальное распределяйте через жилищную комиссию». И эта комиссия тогда старалась работать более-менее честно, среди её членов были приличные люди.
Но уже при Александре Затынайко офицеры поняли, что правды у командования найти невозможно — этот «выдающийся» военачальник сразу по приезду обеспечил трехкомнатной квартирой своего помощника- полковника (по рыночной цене она тогда «тянула» тысяч на 40 у.е. — а это в 1998-1999 годах была солидная сумма).
Традиции Затынайко продолжили Владимир Можаровский, Григорий Педченко, Иван Свида, Петр Литвин, при этом занимавшиеся отнюдь не только проблемами боеготовности.
Стало ли лучше при Анатолии Сиротенко? Весьма сомнительно, если вспомнить распределение квартир в доме на окраине поселка Котовского в Одессе. Одному из офицеров запаса, находящемуся на квартирной очереди с 1994 года и ходатайствовавшему о выделении квартиры в этом доме, Сиротенко ответил, что предоставляет квартиры под служебное жильё прежде всего действующим офицерам, которые сегодня несут боевое дежурство, выполняют другие ответственные задания. Заметим, что говорилось это во времена януковичевского Министра обороны Лебедева с его армейским опытом дивизионного финансиста, вбившего осиновый кол в гроб ВС Украины, когда войска по большому счету вообще ничем серьезным не занимались. И в то же время, по слухам, прапорщик из обслуги Командующего ЮжнОК (видимо, за выполнение «особо ответственных» боевых задач) тоже получил там служебную квартиру (причем, его жена даже имела возможность её выбирать!).
Чуть что наши доблестные военные руководители сразу ссылаются на объективные трудности. Сейчас, к примеру, на АТО в Донбассе.
Однако, сгладить остроту квартирного вопроса для военнослужащих было можно всегда — мешали коррупция и мздоимство в верхних эшелонах.
Например, во второй половине 90-х годов вооруженцы придумали способ зарабатывать на квартиры за счет продажи цветного металла, получаемого при разукомплектовании боеприпасов на артскладах и базах. Таких квартир вполне официально было куплено не менее 130 (и получали их отнюдь не только отцы-командиры). Так было, например, и на печально известной 275-й отдельной базе хранения артиллерийский боеприпасов, расположенной вблизи села Новобогдановка Мелитополького района Запорожской области, которая рванула в мае 2004 года. Но взорвалась она отнюдь не из-за проведения работ по указанному разукомплектованию. Процесс покупки жилья за счет цветмета прекратился достаточно быстро — тыловики из Министерства обороны, увидев, что квартиры идут помимо них, торпедировали проект. 275 оаб взорвалась из-за того, что под руководством тогдашнего заместителя командующего войсками ЮжнОК по вооружению Юрия Костина (человека Затынайко), который из полковника за несколько лет превратился в генерал-лейтенанта, все склады и базы вооружения пришли в полный упадок, офицеры и прапорщики, которые там тянули лямку, утратили всякий интерес к службе, а лучшие кадры оттуда разбежались.
Но случай с разукомплектованием боеприпасов всё-таки частный, серьезно на решение квартирной проблемы этот проект повлиять не мог.
Иное дело — Одесса. Сотни отставных офицеров и прапорщиков до сих пор проживают в импровизированных общежитиях на территории бывшего Института Сухопутных войск — на золотой земле 6-й станции Большого фонтана. Если бы эту землю Министерства обороны честно и прозрачно отдали городу, а взамен муниципалитет построил квартиры хотя бы на окраинах — очередь в гарнизоне сократилась бы самым существенным образом. Вопрос ставился не раз - но воз и ныне там. А приватизация жилья в этих общежитиях — это сказка для наивных.
Какой же может быть авторитет у офицера, у самой военной профессии, если защитник Родины и на пристойное жильё рассчитывать не может! И после этого мы сокрушается, что часть наших военных выполняет свои боевые задачи в ходе АТО без должного энтузиазма!
Кстати, у «агрессора» (то бишь в РФ) с решением квартирного вопроса военным всё-таки лучше. Даже в начале 90-х офицерам, увольняющимся в запас из отдаленных районов и отслужившим по 25 лет, можно было рассчитывать на ссуды на покупку квартир. А сейчас увольняющийся бесквартирный офицер с соответствующим ветеранским статусом получает сертификат на покупку жилья — за эти деньги можно приобрести что-то конечно не в столицах, но во всяком случае в областных центрах.
Резюме: об армии надо думать в мирное время. В противном случае придется пожинать нынешние плоды безразличия, безответственности и мздоимства.
Юрий Макаров
21 февраля, 19:33
4 фото
21 февраля, 16:10
1 фото
21 февраля, 13:19
21 февраля, 10:34
21 февраля, 10:29
3 фото
20 февраля, 18:25
1 фото
20 февраля, 16:46
1 фото
20 февраля, 14:16
20 февраля, 13:22
20 февраля, 10:25
20 февраля, 09:40
1 фото
19 февраля, 18:02
1 фото
19 февраля, 15:49
2 фото
19 февраля, 10:07
19 февраля, 10:00
1 фото
18 февраля, 16:34
18 февраля, 12:43