Империи гибнут, временщики уходят — Одесса была, есть и будет
25 лет назад, на последней стадии существования СССР, в ночь с 18 на 19 августа 1991 года власть в красной империи «ради спасения Родины и социализма» попытался взять в свои руки Государственный комитет по чрезвычайному положению, т.н. ГКЧП. Президент Михаил Горбачев был отстранен от должности «в связи с болезнью».
«РО» в своё время уже излагал собственную точку зрения на это событие в материале: «Гибель красной империи: трагедия и фарс (субъективные заметки очевидца)». Поэтому в подробности вдаваться не будем.
Напомним лишь, что попытка переворота провалилась. Путчисты копошились всего несколько дней. Да их и хунтой-то назвать было грешно. У членов ГКЧП не было ни должного авторитета (вспомним трясущиеся руки Янаева, непроницаемо отстраненное лицо Павлова, растерянно-туповатый вид Язова, который потом сам же каялся перед демократами, называя себя «старым дураком»), ни четкой программы действий, ни желания что-то предпринимать, кроме рассылки противоречивых и бестолковых циркуляров. Поэтому даже такие красные ястребы как Альберт Макашов их не поддержали. К тому же свою роль сыграла и двурушническая позиция Горбачева: он не мог не подозревать готовящегося путча, однако отправился в Форос, выжидая, во что это выльется (и получил по заслугам).
Парадокс, но создание ГКЧП лишь ускорило распад СССР – иные варианты продления его агонии были. Но и в случае временного успеха путчисты тоже могли продержаться лишь считанные месяцы – таким как они не на кого было опереться, а политическая и экономическая система перестроечного «развитого социализма» уже фактически рухнули.
Дальше начался окончательный парад суверенитетов. В частности, 24 августа внеочередная сессия Верховного Совета УССР приняла Акт провозглашения независимости Украины.
Тревожно было в те дни и по всей стране, и в Одессе. Люди ждали перемен, не знали, что они принесут. И тем не менее Южная Пальмира как всегда надеялась на лучшее.
Впереди же были лихие 90-е, «дикая» капитализация и приватизация, гибель ЧМП, «кравчучки», купоны и челночное движение, массовый исход из Одессы коренных жителей. А дальше — новые революции, местечковая борьба за власть, клановые разборки.
Однако «жемчужина у моря» с её богатой, нередко драматической историей живет и здравствует всем бедам назло, оставаясь морской, культурной и туристической столицей Украины.
И никаким пришлым демагогам и временщикам не поставить её на колени, не переделать на свой манер, не убить одесский оптимизм, не заставить нас петь и плясать по их сценарию. Одесса — вечный город!
Об Одессе как и о Париже (да не покажется гиперболизированным такое сравнение) можно сказать: «Это праздник, который всегда с тобой». Так было, так есть и так будет.
Семен Корчагин
21 февраля, 19:33
4 фото
21 февраля, 16:10
1 фото
21 февраля, 13:19
21 февраля, 10:34
21 февраля, 10:29
3 фото
20 февраля, 18:25
1 фото
20 февраля, 16:46
1 фото
20 февраля, 14:16
20 февраля, 13:22
20 февраля, 10:25
20 февраля, 09:40
1 фото
19 февраля, 18:02
1 фото
19 февраля, 15:49
2 фото
19 февраля, 10:07
19 февраля, 10:00
1 фото
18 февраля, 16:34
18 февраля, 12:43