Идеалисты, шагнувшие в бессмертие, останутся там навсегда. Взгляд из Одессы    

17 марта 2013, 17:00

История вообще неуютна…

Эти слова малоизвестного сегодня широкой публике поэта Владислава Ходасевича как нельзя более подходят при характеристике многих драматических событий новой и новейшей истории человечества.

День Парижской к оммуны.

Решение отмечать 18 марта как первую успешную попытку рабочих захватить политическую власть было принято 20 февраля 1872 Генеральным советом 1-го Интернационала. 23 мая 1880 по призыву французских социалистических газет в Париже состоялось первое шествие к Стене коммунаров на кладбище Пер-Лашез. С тех пор ежегодно в последнее воскресенье мая у Стены коммунаров устраиваются митинги парижских трудящихся. Традиционно официально вспоминают о Парижской коммуне нынешние российские и украинские (в т.ч. — одесские) коммунисты.

Парижская коммуна просуществовала всего 72 дня — с 18 марта по 28 мая 1871 года. Самоуправление, возникшее в столице Франции в ходе народных волнений на фоне позорного финала войны с Пруссией, возглавили объединенные в коалицию социалисты и анархисты. Совет коммуны был пестр по составу. Из 78 его членов 19 принадлежали к международной ассоциации; остальные были частично революционерами-якобинцами, частично — социалистами различных фракций (среди последних преобладали бланкисты). Шла борьба мнений, амбиций, противоречивый поиск путей решения глобальных и текущих проблем — новое народное управление рождалось в импровизации.

Фото: bolshoyvopros.ru

Карл Маркс, который из Лондона и словом, и делом помогал коммунарам, назвал Парижскую коммуну первым в истории примером диктатуры пролетариата, что было всё-таки натяжкой. Новая власть отражала интересы разных социальных слоев, в т.ч. и мелкой буржуазии.

Совет коммуны был одновременно и законодательным корпусом, и высшим правительственным учреждением . В качестве последнего он распадался на 10 комиссий. Главное руководительство всеми отраслями управления возложено было на исполнительную (экзекуционную) комиссию из 7 членов, в числе которых были Феликс Пиа, Эд и Вальян. Затем были образованы комиссии: военная, финансов, юстиции, общественной безопасности, народного продовольствия, публичных работ, народного просвещения, внешних сношений, труда и обмена. Членами последней комиссии были Малон, Франкель, Тейсс, Авриаль и Жерарден — все рабочие и члены международной ассоциации. Заведование городскими делами распределено было между членами совета по округам, представителями которых они являлись. Жалованье, которое получали чины коммуны, не должно было превышать 6000 франков, но фактически оно  было  значительно меньше. В о всем, что касалось денежной стороны дела, правительство К оммуны проявило большую честность.

Коммуна запретила вычеты из заработной платы, ночную работу в пекарнях; определила минимальный размер вознаграждения для лиц, состоящих в услужении; решено было при всех подрядах и поставках для города отдавать предпочтение рабочим ассоциациям перед частными предпринимателями. Декрет от 16 апреля передавал производительным ассоциациям все промышленные заведения, покинутые владельцами, причём, за последними сохранено было право на вознаграждение. Коммуна признала за незаконнорожденными все права законных детей; декретировала отделение церкви от государства — с прекращением отпуска всяких сумм на духовенство, церковное имущество объявила народной собственностью.

Тем не менее, с каждым днем существования Коммуны становилось всё более ясным, что она обречена. Все выступления коммунаров в провинции были легко подавлены. Против Коммуны были и версальское правительство со 130-тысячным войском, и оккупационные германские войска. Военное дело у коммунаров было поставлено слабо (несмотря на то, что комендантом Парижа избран был талантливый военный — поляк Ярослав Домбровский). В конце-концов дело закончилось восьмидневной кровавой резней на улицах Парижа (причем, жестокость с обеих сторон была страшной) и  расстрелом коммунаров у стен кладбища Пер-Лашез.

И каково же резюме?  В летописи всемирной истории сохранились многие события, многие революции, многие личности — тираны, императоры и великие полководцы, банкиры и промышленники. Но почему же большинству нормальных, думающих, совестливых людей не приходит в голову поклоняться, к примеру, барону Ротшильду, сверхбогатым Морганам, Рокфеллерам и иже с ними, почему простой народ с восторгом, а то и со слезами на глазах вспоминает Джузеппе Гарибальди, Махатму Ганди, Че Гевару и Сальвадора Альенде, почему кубинцы (за исключением пресловутых контрас) так боготворят Фиделя, а венесуэльцы с такой скорбью восприняли известие о смерти Уго Чавеса? Почему франкисты Испании воспринимаются как насильники, а республиканцы как герои? Ответ один: искренность и честное желание свободы, равенства, братства, всего того, что делает человека выше диких зверей, мечта (пусть и иллюзорная) о справедливости и всеобщем счастье — привлекали и будут привлекать людей.

Выдающийся российский поэт Александр Блок в своё время писал: «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве». Эксплуататор и кровопийца, сидящий на денежном мешке, каким бы сверхгениальным он не был, именно эксплуататором в исторической памяти и останется.

А о Парижской коммуне можно сказать словами Фиделя Кастро: нас можно уничтожить, но наш пример переживет века. Коммунары шагнули в бессмертие. Там они и останутся навсегда.

Семен Корчагин.


 
Комментарии размещаются сторонними пользователями нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:

Новичок   18 марта 2013, 22:40 IP: 93.124.12
Вопрос правильный в том смысле, что почему большинство людей поклоняются названным личностям? Каково большинство — никто не изучил и достоверно не доказал. Эпитеты «большинству» — мировоззренческая догма автора, хотя мне лестно примерять к себе эти эпитеты, и через них относить себя к этому «большинству». Сверхбогатство — нелёгкая цель и ноша для отдельного человека, но она осуществима в рамках и масштабах отдельной личности. Свобода, равенство и братство — идеи масштабно-исторические(«может и иллюзорные»), может быть даже вечные в этом смысле. Величие этих идей для живого отдельного человека в невозможности претворения их отельными личностями для всего общества. Величие людей, взявшихся за претворение этих идей, в самой затеи, на алтарь которой они приносят свою судьбу и жизнь. Сверхбогачи преодолевая трудности создают не существовавшее до них для них, революционеры творят несуществующее до сих пор для всех. Каждый поклоняется своему кумиру. Николай.

Ответить

   Правила общения на сайте.   Список забаненых