Третья Пречистая или Покрова Пресвятой Богородицы

13 октября 2011
На 14 октября приходится один из наиболее почитаемых восточнославянскими народами православных праздников – Третья Пречистая или Покрова Пресвятой Богородицы. Божия Матерь Покрова считалась покровительницей запорожских казаков. Пресвятую Богородицу Покрова также чествовали женщины, считая ее своей заступницей.

…Был некогда в Константинополе в одной из церквей образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его, но в каждую пятницу на вечерне этот покров безо всякого содействия, сам собою и Божественным чудом как бы подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы…

Предполагают, что этот образ Богоматери был мозаичным и находился в главном алтаре Влахернского храма. Еще в 511 году было установлено и с тех пор еженедельно совершалось перед ним особое ночное бдение с песнопениями.

Во времена Андрея юродивого Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!»

Вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским…

  

И вдруг словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с Богородицей, поддерживая Её, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. От лика Богородицы исходил неземной утешный свет. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящую о нас?» — спросил Андрей юродивый Епифания. «Вижу, святый отче, и трепещу», — ответствовал тот.

И узрели они, как преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей подобно молнии блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. «Видишь ли, брате?..» — «Вижу, святый отче…»

 И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден Ее святой покров, а по отшествии Ее - покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 14 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого (Философа). Точный год неизвестен и не так уж важен, ибо было это всегда и всегда пребудет моление Пречистой о грешном роде человеческом.

  Хотелось бы заметить, что привязка возникновения праздника к нападению на Константинополь славян во главе с Аскольдом и Диром выглядят несколько натянутым, так как известный нам поход Аскольда на Царьград состоялся в 866 году, в 882 году он вместе с Диром был убит Олегом Вещим, а византийский император Лев VI воцарился только в 886 году и правил до 912 года. Кроме того, патриарх Макарий, упоминающийся в некоторых источниках, в исторических документах, в том числе и церковных,- в этот период отсутствует напрочь. Константинопольский патриарх с таким именем упоминается только в 1376/7 – 1379 и повторно — в 1389-1391 годах служения.(   http://www.sedmitza.ru/text/434625.html   ;    http://www.sedmitza.ru/text/434628.html   ). В этих же списках Епифаний – ученик святого Андрея значится 17-м патриархом (520 — 535 гг.), когда ни о византийско-арабских, ни византийско-славянских войнах речи не велось.

Как же праздник Покровы закрепился в Киеве??

Попробуем поразмыслить над этим вопросом.

…Христианство пришло на берега Днепра из Константинополя. Первые иконы Богородицы в Киев привезла Анна – жена князя Владимира – крестителя Руси, внучка Константина VII Багрянородного. Сей император, между прочим, написал для сына (949 год) трактат «Об управлении империей», где выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов: «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу … Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа.». Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгароубийцы (976—1025 гг.) и его брата-соправителя Константина VIII (976—1028 гг.).

 Однако, культ Богоматери пришел не на пустое место, он заменил наиболее уважаемое божество дайбожичей – богиню плодородия Макошь. В пантеоне богов Владимира 980 года ей принадлежало одно из наиболее почетных мест. По свидетельству ученых (например, Б.Рыбакова) наши предки воссоздавали ее образ на рушниках, которые предназначались для свадебных церемоний.

 Впервые национальный культ Богородицы увековечили Владимир Великий и Ярослав Мудрый при строительстве Святой Софии и церкви Благовещения на Золотых Воротах в Киеве. Своеобразным символом национальной опеки является величавая запрестольная мозаика Матери Божьей Оранты, на которой Мария, вознесши руки вверх (как прообраз Макоши), просит благословения всему народу. Это древнейшее изображение Богородицы на территории восточных славян, которое дошло до наших дней.

 Изображение Богоматери также распространено и в виде иконы Покровы, которая стала любимой во всей Украине, и только у нас такая икона развилась в новый вид - «казацкая Покрова».

Прежде всего, это вызвано особым почитанием запорожскими казаками самой Богородицы и ее явленного чуда Покрова, избранием ее своей небесной Покровительницей. По свидетельству украинского историка Д.Яворницкого, на Запорожье было 13 церквей Покровы Богородицы. Первую церковь в ее честь казаки построили в 1659 году в Чертомлицкой Сечи и с тех пор не изменяли традиции. Церковь на Сечи всегда была Покровской, хотя немилосердная история не раз разрушала и переносила на новые места Сечевой лагерь. Даже при окончательной ликвидации Запорожской Сечи Екатериной II в 1775 году казаки взяли с собой в Задунавье святую и дорогую для себя икону Пречистой Девы.

 

 Образ Богородицы венчал казацкие хоругви и штандарты, эту икону всегда брали с собой в морские и сухопутные походы, перед битвами служили ей молебны. Обращаясь к Покрове, казаки молили: «Покрий нас чесним своїм покровом і ізбави нас від усякого зла». День 14 октября – празднования Покровы Божьей Матери был самым значимым для украинского казачества.

 Казаки настолько верили в силу Покрова Пресвятой Богородицы и настолько искренне и величественно отмечали праздник Покровы, что в Украине он приобрёл еще и казацкое значение, получил второе название – «Казацкая Покрова». С недавних пор праздник Покровы в Украине отмечается еще и как День украинского казачества.

 Праздник Покрова Пресвятой Богородицы глубоко укоренился в украинском народе и переплелся с традициями, приобрел особенно теплую, лирическую окраску. Покрова связывалась с ограждением женщин от всякого насилия, Покрова-праздник понималась как защитница девичьей чести. В крестьянском быту Покрова носила рубежный характер: после нее уже намечался поворот к зиме. Женщины рассказывали, что с Покрова на две недели начинается бабье лето. Эти дни - словно прощание природы с летом, возвращение на несколько дней теплой погоды перед тем, как холодная осень окончательно набирала силы. В народе говорили: «Покрова покриває або листом, або снігом», поэтому к этому дню необходимо было завершить все сельскохозяйственные работы, достроить дом или хозяйственные помещения, а главное – выдать девушек замуж.

 С наступлением Покровы в селах начинались сватовства и свадьбы. С утра мать с дочкой открывали настежь дверь в сени и ворота – «аби свати заходили». На Полтавщине, в центральной Украине мать с дочкой шли в кладовку и перекладывали приготовленные рушники для обручения, приговаривая: «На рушнику стати, рушником сватів пов’язати».

Заботливые хозяева внимательно наблюдали в этот день за погодой. Если ветер дул с юга - ждали теплой зимы, а «когда на Покров ветер с востока, то зима будет жестокая». Сильный ветер на Покров предвещал ветреную весну. Если до Покрова еще не улетали на юг журавли — надеялись на затяжную, нехолодную осень.

На Покрову первый раз разжигали огонь в печах только дровами из вишни или яблони, приговаривая: «Свята Покрова, покрий нашу хату теплом, а господаря добром!».

Остается заметить еще одно – праздник Покрова Святой Богородицы отмечается только Русской и Украинской православными церквями, а также греко-католиками.

Редколлегия сайта «Рупор Одессы» поздравляет земляков с праздником Покрова и со всей искренностью желает мира в душе, тепла и покоя в доме, радости в сердце!

  
Комментарии размещаются сторонними пользователеми нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:


   Правила общения на сайте.   Список забаненых