Руслан Боделан о времени и о себе. Интервью

29 сентября 2011
Теплым, солнечным сентябрьским утром корреспонденты сайта «Рупор Одессы» встретились с Русланом Боделаном. Отметим, что Руслан Борисович по ряду причин в последнее время интервью не даёт, но для сайта «Рупор Одессы» сделал исключение.

Руслан Борисович! Начнём с самого традиционного вопроса: чем занят сегодня Боделан, над чем работает, о чём размышляет?

…Я пенсионер, а это накладывает отпечаток на моё сегодняшнее мировоззрение. Но это и даёт возможность больше думать, размышлять. Вынашиваю идею написать ещё одну книгу (от редакции: первая книга Р.Боделана «Исповедь» была издана в Санкт-Петербурге несколько лет назад ). Внимательно слежу за тем, что происходит в городе, области, стране.

Вы были мэром Одессы 7 лет подряд. Срок немалый, тем более он пришёлся на сложное, противоречивое время «помаранчевой» революции и смены режимов. Что Вы считаете главным достижением своего градоначальничества?

Главное достижение состояло в том, что удалось создать в городе нормальную рабочую обстановку, когда никто друг с другом не грызся.

Это дало возможность приступить к решению самых серьёзных вопросов. Бюджет города на момент моего избрания мэром не составлял и 200 млн. гривень, а через несколько лет достиг почти миллиарда. Было обеспечено вовлечение людей в производство.

Рост объемов промышленного производства в Одессе достигал 35%, что было самым высоким показателем в Украине. Мы стали родоначальниками реформы ЖКХ, при этом первыми подошли в этой сфере к тому, о чём в Украине только сегодня начали говорить. Было очевидно, что без серьёзного реформирования дело коренного улучшения функционирования жилищно-коммунального хозяйства города довести до конца нельзя. Жаль, что пришедшее на смену нам новое руководство города это забыло.

Как Вы оцениваете деятельность прежнего и нынешнего одесских градоначальников? По пятибальной системе, а если можно, то и подробнее.

…По балльной системе (пятибалльной или двенадцатибалльной) оценивать работу тяжело.

Руководство должно понимать — вопросы, которые оно решает, не всегда поддерживаются населением. Однако надо смело идти на реформистские шаги, пусть даже и непопулярные.

Главная наша беда в том, что большинство руководителей являются не государственниками, а политиками. Политик думает об имидже, а государственник — о решении государственных проблем.

Можно, например, взять очередной заём и отстроить дороги. Но Одесса имеет более глубокие корни болезни ― они должны не просто лечиться — надо думать об устранении их причин, о коренных реформах.

Мне жаль, что не воплощены в жизнь, заброшены программы «Молдаванка — 1», «Молдаванка-2», не решен вопрос с полями фильтрации. А посмотрите на наше побережье: здания на набережной красивые, но нагрузка после их возведения на городские коммуникации легла огромная, вероятны тяжелейшие техногенные последствия… Как можно было застроить территорию на склонах, когда с греческой фирмой было решено создать там современный европейского уровня парк?!

Кроме того, отмечу, что город Одесса создавался как крупнейший промышленный, транспортный центр России. И это очень важно учитывать, планируя его дальнейшее развитие. Постоянно звучат предложения: давайте сделаем город только курортным, но это просто несерьёзно.

Руслан Борисович! Какие главные болевые проблемы, на Ваш взгляд, стоят сегодня перед Одессой?

…Меня часто коробит, мучает то, что я вижу. Я сегодня вольный человек, часто хожу среди людей, в магазины. Ко мне подходят одесситы с вопросами, просьбами, нередко от отчаяния, не понимая, к сожалению, что я им сейчас помочь не могу.

В городе какая-то нервозная обстановка. Много разговоров, связанных с коррупцией. В такой обстановке нельзя решать текущие вопросы. Эту проблему я бы выдвинул сегодня на первый план.

А что Вы скажете по поводу нынешнего коррупционного скандала в Одесской мэрии?

…Я не берусь судить, кто там брал и как брал. Это не просто позор. Это говорит уже о наличии системы. Она не работает на пользу горожан, она работает на пользу отдельных личностей. Она развращает людей, создает впечатление, что всё решается за деньги. Обостряются нравственные, политические и иные проблемы.

И что бы Вы пожелали сегодня, исходя из своего опыта, Алексею Костусеву?

Мэр должен служить жителям города, решать их проблемы. Дай бог ему удачи…

Руслан Борисович! Не испытываете ли Вы ностальгию по советскому прошлому, когда многое было яснее, понятнее и проще, а может быть, если говорить о человеческих отношениях — и честнее, и лучше?

И в развитие темы, надо ли откидывать как ненужный, опыт социалистического периода, партийно-комсомольского строительства?

…Воспоминания о прошлом, о своих лучших днях присутствуют у каждого человека. Пусть это действительно ностальгия.

Но когда говорят, что раньше всё было плохо, когда ругают всё подряд — это происходит от бессилия решить проблему, от неумения сделать так, чтобы было лучше, чем тогда.

Нельзя историю своей страны и народа беспрерывно хаять. Возьмём, например, тему сталинских репрессий. Конечно, гибель каждого человека ― это величайшая трагедия. Но в архивах Ленинграда я узнал, что только 0,37% населения подверглись репрессиям. Большинство же жило с уверенностью в завтрашнем дне. Историю нужно знать и делать правильные выводы.

Что до построения общества, управленческой и партийной структуры в СССР, то оно осуществлялось на основах демократического централизма. Сегодня на первом месте ― демократия, и это хорошо. Однако, у нас обязанности отстают от прав. Я (как меня называли — «коммуняка») при обсуждении проекта Конституции Украины голосовал против статей о бесплатном образовании и здравоохранении, потому что это было невыполнимо.

Негативная сторона несоответствия реальной жизни и принятых деклараций― постоянное враньё политиков населению на выборах.

А что касается представительства в выборных органах: если раньше расписывалось, сколько рабочих, крестьян, интеллигенции должно быть среди депутатов советов (хорошо ли это - другой вопрос), то сейчас в депутатский корпус попадают случайные люди, чьи-то ставленники или те, кто в состоянии купить себе место. А какие огромные суммы тратятся на выборы!

Вы сами родом из Балтского района. Откуда у вас такое ораторское мастерство ― это что: Балтская земля, гены, менталитет?

…Ораторское мастерство предполагает глубокое знание проблемы, с которой ты выходишь перед людьми. Я везде ― дома, в машине, ночью думал над тем, что сказать и как приподнести вопрос. Даётся умение говорить с людьми от любви к чтению ― я просто очень много, запоем читал. Может, что-то и в генах заложено ― отец всю жизнь проработал директором школы.

Но, согласитесь, что сегодня в стране дефицит умных людей, их не допускают к власти, затирают!

Легче править людьми с конкретно направленными мыслями. Я в своей книге говорил, что Гитлер сделал крен на среднего бюргера, у Сталина были свои подходы.

Руслан Борисович! Украина сегодня переживает не лучшие времена. Есть ли выход их затяжной стагнации; способно ли, на Ваш взгляд, вывести из неё страну нынешнее руководство?

…Вопрос тяжелый и Вы, конечно, ждёте откровенного ответа.

Есть объективные проблемы — экономический кризис. Есть проблемы остаточных явлений, доставшихся от бывших руководителей. Есть проблемы и у нынешних руководителей — кадры должны быть подготовлены значительно более сильные.

У нас в стране не решен главный вопрос, связанный с единением народа Украины. Много говорят о проблемах украинского, русского языков, о крымских татарах. А проблема единения нации не ставится. Продолжается выяснение, кто главнее. Это приводит к раздраю, вплоть до мыслей о разъединении, отделении.

Пока наши государственники не поймут, что вопрос региональной политики, прав и полномочий каждого региона — это вопрос № 1 - ничего не изменится. Украина не однородна — надо объединять этот конгломерат на конкретной почве.

Какие сегодня отношения Боделана с Партией регионов?

…У Ленина были фанаты, мечтатели. Потом пришла другая структура, которая мыслила прагматически. У нас тоже в своё время были идейные руховцы ― где они теперь?

Сегодня появились молодые прагматичные руководители. Я же человек старых убеждений и не должен обижаться на них, на молодых. Пусть у них всё получится.

Мне бы хотелось применить свои силы и возможности, но для этого нужны определенные условия ( в том числе, кадры).

«Рупор Одессы» давал прогноз в статье «Кто есть кто в списке возможных претендентов на парламентские мандаты от Одесчины» (за 25 августа). В связи с этим зададим вопрос чисто по-одесски: Боделан и выборы-2012 ― это как ?

Никак. Сегодня закон чётко определяет, что кандидатов выдвигает партия. Программы многих партий очень схожи (исключение составляют немногие, например, КПУ). Но я не приемлю тех людей, которые бегают от одной партии в другую, когда у человека нет твердых убеждений.


Корреспонденты «Рупора Одессы» желают Руслану Борисовичу крепкого здоровья и скорейшего написания новой книги, которая несомненно вызовет интерес у всех, кто интересуется прошлым и настоящим современной Украины и Одессы.

 

   
Комментарии размещаются сторонними пользователеми нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:

Odod   30 сентября 2011, 12:28 IP: 31.31.110.
Некрасиво стал мэром в 1998 году. Но для города сделал немало. Это и бюветы, и реконструкция проспекта Жукова, части Николаевской дороги. При Руслане Борисовиче была запущена «Социальная карта одессита», продолженная Гурвицем и, практически уничтоженная Костусевым. При Боделане началась программа модернизации электротранспорта.
Вообщем, отношение у меня к нему позитивное. Он очень мудрый и добрый человек.
Счастья ему, здоровья и долгих лет!

Ответить
soratnik   2 октября 2011, 00:00 IP: 188.115.128.
Целиком и полностью поддерживаю! Руслан Борисович, очень умный, мудрый и прагматичный управленец.А ошибаются все, кто хоть, что нибудь делает! Я ему желаю огромного человеческого счастья, долгих, долгих лет жизни и всяческих Благ!! Спасибо за все то, что он сделал для нашего города!

Ответить
praded   2 октября 2011, 13:34 IP: 212.178.27.
Очень мудро все сказано. и Руслан Борисович всегда знал толк в государственных делах и сейчас их видит насквозь. жаль, что такие люди фактически остаются в стороне от дел. Может его сын Владимир что-то изменит. в этом случае — слава Богу, что яблоко от яблони не далеко падает!

Ответить
Odessa   4 октября 2011, 10:17 IP: 195.138.93.
Комментарий нарушает правила нашего сайта.

Ответить
Odessa   4 октября 2011, 10:18 IP: 195.138.93.
На него уголовное дело разве закрыли?
А нуда свои у власти, теперь других судят…
Но прейдет и его время и их…
Корешь костусева

Ответить
Odessa   7 октября 2011, 12:39 IP: 195.138.93.
А тролей сколько в комментах…ужас
Статья готовит возвращение Боделана (или его сына)?
Тот еще Молдавский спаситель Одессы…Но у нас город Синий…проголосует за Зека этого..

Ответить

   Правила общения на сайте.   Список забаненых