Год прошел, как сон пустой: история одного Указа

17 января 2012
Известный военный теоретик Карл Клаузевиц высказал в свое время тезис, который лучшим образом отражает смысл государственной политики в сфере национальной безопасности — «Всегда готовьтесь ко всему и как можно заранее». Не стоит понимать этот тезис буквально. Ко всему и всегда подготовиться сложно. Но предвидеть угрозу и создать условия, чтобы эта угроза не стала реальностью – один из ключевых элементов стратегии страны.

Естественно, что время вносит свои коррективы. Меняются приоритеты развития государства, некоторые угрозы уходят на второй план, иные, напротив, вызывают к себе усиленное внимание.

Во многом переломным в определении задач, которые наше государство должно решать в сфере национальной безопасности, был 2010 год. С одной стороны, были подписаны Харьковские соглашения, которые, как казалось тогда, должны были снять острые вопросы в отношениях с Россией. С другой, был принят Закон «Об основах внутренней и внешней политики», закрепивший отказ от прежнего курса на вступление в НАТО и проведение Украиной политики внеблоковости.

17 ноября 2010 г. было принято решение Совета национальной безопасности и обороны «О вызовах и угрозах национальной безопасности Украины в 2011 г.» (введено в действие Указом Президента от 10 декабря 2010 г.). Первоначально само название вызывало вопросы. Могут ли в 2011 году существовать вызовы и угрозы национальной безопасности, которые бы отличались от вызовов и угроз, скажем, 2010 года или 2012 года? В конце концов, есть Закон «Об основах национальной безопасности Украины», где определен перечень угроз национальной безопасности и национальным интересам страны и указаны основные направления государственной политики в этой сфере.
Впрочем, внимательное знакомство с Указом снимало лишние вопросы. Он носит действительно разноплановый характер, охватывает широкий комплекс вопросов как в экономической сфере, так и в сфере государственной безопасности и обороны. Речь шла о подготовке целого ряда основополагающих документов в сфере внутренней и внешней политики, в том числе касающихся двусторонних отношений Украины с другими государствами или союзами государств (например, с Европейским Союзом и СНГ). По некоторым из направлений были определены конкретные временные рамки (от месяца до трех).
Подобный подход можно только приветствовать. Если бы не одно «но». Масштабные задачи предполагают масштабный подход, повышенный уровень ответственности и дисциплины со стороны исполнителей.
Увы, ничего подобного не наблюдается. Приходится с грустью констатировать, что многое, вернее даже слишком многое, из задуманного, так и осталось на бумаге. Это в особенности проявилось в подготовке ключевых документов в двух сферах: в сфере внешней политики и в сфере национальной безопасности и обороны.

Возьмем внешнеполитический блок. Решением СНБО Министерству иностранных дел было поручено в месячный срок подготовить:
— проект Указа Президента относительно приоритетов внешнеполитической деятельности на период до 2015 года;
— проект плана мероприятий по урегулированию проблемных вопросов украинско-молдавских отношений;
— предложения относительно мер, направленных на усиление позиции Украины в приднестровском урегулировании и активизации диалога с партнерами в формате «5+2» с учетом национальных интересов Украины;
 - проекты (совместно с Аппаратом СНБО) указов Президента о концепции отношений Украины с Румынией, а также о программе комплексных мер по решению проблемных вопросов украинско-румынских отношений и противодействия угрозам национальной безопасности Украины,
Прошел не один месяц, прошел год. Но, увы, ни один из упомянутых указов так принят и не был, а об их проектах также ничего не известно.

Конечно, Украине и без концепций, мер и других документов удается решать проблемы в украинско-молдавских и украинско-румынских отношениях. Так в прошлом году был снят один из острых вопросов, затрагивающих непосредственно Одесскую область. В Кишиневе был подписан акт определения и закрепления на местности границ участка автомобильной трассы «Одесса-Рени» в районе села Паланка. В активной стадии решение и ряда других вопросов украинско-молдавских отношениях.
В приднестровском вопросе также есть позитив. Была подписана декларация премьер-министра Молдовы Влада Филата и президента непризнанной ПМР Игоря Смирнова о возобновлении переговоров в формате «5+2». Недавно состоялась встреча Министра иностранных дел Украины Константина Грищенко и нового президента непризнанной ПМР. Но здесь приходится констатировать, что в переговорном процессе Украина продолжает находиться скорее в качестве наблюдателя, а не гаранта, как определено Меморандумом 1997 года. Ведущую роль по-прежнему играет Россия и ОБСЕ. Во всяком случае, ни о каких новых украинских инициативах речь пока не идет, не говоря уже о предусмотренном в решении СНБО «усилении позиции в приднестровском урегулировании». Попутно автор этих строк хотел бы отметить, что формула «5+2» на его взгляд является некорректной и неправильной с политической точки зрения. В идеале она должна выглядеть как «(1+1)+5», поскольку в первую очередь должны договориваться между собой Кишинев и Тирасполь, а не, к примеру, ЕС и Россия или Россия и Украина.

Есть подвижки и в украинско-румынских отношениях. В ноябре состоялась встреча министров иностранных дел двух стран Константина Грищенко и Теодора Баконьски, по итогам которых был сделан ряд важных заявлений. Но опять же, о каком-либо проекте Указа Президента о концепции отношений Украины с Румынией, как говорится, ни слухом, ни духом. Неужели в отношениях двух стран все настолько хорошо? Или может были правы те эксперты, которые говорили о том, что столь пристальное внимание к Молдове и Румынии вызвано необходимостью найти нового «условного противника»?

Не лучше обстоит дело и с подготовкой основополагающих документов в сфере национальной безопасности и обороны. Предлагаю список того, что должно было быть сделано и чего не было сделано:
— не была утверждена (и даже не рассмотрена на заседании СНБО) новая редакция Стратегии национальной безопасности и обороны Украины, а соответственно и новая Военная доктрина Украины. До сих пор продолжает действовать Военная доктрина 2004 г., которая, в частности, гласит: «Активизация евроатлантической интеграции Украины с ориентацией на вступление в НАТО как основы общеевропейской системы безопасности и связанное с ним глубокое реформирование оборонной сферы государства в соответствии с европейскими стандартами принадлежит к самым важным приоритетам как внешней, так и внутренней политики». Согласитесь, выглядит абсурдно. Страна по одному закону уже больше года проводит политику внеблоковости, а по Военной доктрине — продолжает идти в НАТО.
— не были приняты Государственная комплексная программа реформирования и развития Вооруженных Сил Украины на 2011-2015 гг. и Государственной программы развития вооружений и военной техники Вооруженных Сил Украины на 2011-2015 гг., установленные сроки подачи которых давно прошли. Аналогичная ситуация с поручением Кабинету Министров Украины до 1 января 2011 г. отработать вопросы освобождения министерства обороны Украины от выполнения им несвойственных функций, в частности, связанных с отчуждением излишнего имущества (в т.ч. жилого фонда бывших военных городков, земель, находившихся в рапоряжении Министерства обороны и т. д.) Уже прошло 1 января 2012 г., а воз, как говорится и ныне там. Причем работа эта тормозится под разными, зачастую надуманными причинами, например, «незаконченность разработки Государственной программы реформирования и развития Вооруженных Сил Украины на 2011-2015 гг., которым должен быть утвержден механизм отчужения излишнего военного имущества», «законодательная неопределенность относительно распорядителя земель обороны» и т.д.
— не выполненным оказался пункт Решения СНБО, которым Правительству поручалось предусмотреть в проекте закона «О государственном бюджете на 2011 г. расходов на обеспечение финансировавния Вооруженных Сил Украины в объеме, «отвечающем обоснованным потребностям обеспечения обороноспособности государства». По оценкам специалистов, для выполнения данного требования, военный бюджет должен составлять более 30 млрд. грн. Только на удовлетворение минимальных потребностей необходимо около 18 млрд грн. В то же время Законом Украины о государственном бюджете было предусмотрено для Министерства обороны 13,7 млрд.грн (1,6% от ВВП), в том числе из общего фонда — 11,5 млрд. грн. Этих средств было явно недостаточно для осуществления перевооружения армии новыми современными видами боевой техники. Получается парадоксальная ситуация — Украина продает за границу перспективные виды боевой техники, в то время как собственная армия остается оснащенной на уровне второй половины XX века.
— не разработаны и другие документы, предусмотренные решением СНБО (проекты основ государственной этно-национальной и миграционной политики, предложения о создании объединенной общегосударственной системы противодействия киберпреступности, предложения по усовершенствованию государственной политики в информационной сфере).
Приходится признать, что столь важный документ выполняется от силы процентов на 15. Одновременно эта цифра — показатель исполнительской дисциплины в структурах государственной власти.
Самое примечательное, что своей безответственностью и элементарным бездействием эти чиновники оказывают «медвежью услугу» Президенту Украины, как Главе государства и Верховному Главнокомандующему. Ведь в результате получается, что забота об армии и обороноспособности страны — не более, чем иллюзия.
Хотелось бы напомнить, что Совет национальной безопасности и обороны — это не какой-то клуб по интересам. Это - структура, которая согласно ст.107 Конституции Украины «координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны». И в данном случае возникает вполне резонный вопрос о качестве контроля.
В общем и целом, складывается впечатление, что переход к политике внеблоковости отдельные государственные чиновники восприняли как прекрасный шанс вообще избавиться от армии. Хотелось бы напомнить, что практически каждое из нейтральных государств Европы (Австрия, Швеция, Финляндия, Швейцария) подкрепляет свой нейтралитет довольно внушительными Вооруженными Силами и солидными расходами на оборону. И при этом никто не использует отговорки типа «на нас никто не собирается нападать».
Да, экономическое положение страны тяжелое, не в последнюю очередь благодаря паразитированию на бюджетных средствах, масштабной коррупции, «тени» и выводу капитала в оффшоры. Но стоит ли пренебрегать безопасностью страны? Ведь в итоге складывается парадоксальная ситуация: поднявшаяся на государственных ресурсах деловая элита, которая в большинстве своем является одновременно и политической элитой Украины, не видит будущего этого государства и не считает себя связанной с ним какими-либо обязательствами.

Один год уже безвозвратно потерян. Он прошел, «как сон пустой». Хотелось бы верить, что решение, принятое СНБО в ноябре 2010 г. будет выполнено и не придется принимать новое, в котором будут и те же угрозы и те же предложения и те же…, и те же…, и те же…

  
Комментарии размещаются сторонними пользователеми нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:

роздільна   21 января 2012, 10:57 IP: 95.111.182.
Обсалютно согласен с выводами, многие не совсем осазнают чего от них хотят, и что нужно делать, побольше бы нам таких професионалов как Сергей Рафаилович Гриневецкий!

Ответить
Команда Алайбова   23 января 2012, 19:13 IP: 92.112.248.
Со многими политиками нашего региона пришлось нашей команде работать. Надо отметить что Сергей Рафаилович Гриневецкий один из не многих о ком можно скажать только положительное…

Ответить
Сергей Лятоха   24 января 2012, 13:18 IP: 188.115.155
Вполне разделяю и одобряю содержание статьи Гриневецкого.

Ответить
Codreanu   16 февраля 2012, 11:07 IP: 91.208.2
Судя по тому, что Богатыреву сменили на Клюева, до Президент таки понял как «эффективно» работает СНБО.

Ответить

   Правила общения на сайте.   Список забаненых