Если бы я стал президентом или… кошачье искусство

20 марта 2012
Одесса… Тёплый весенний вечер на захламленной площади рядом с Дерибасовской, уродливый металлический забор вокруг тыльной стороны бывшего ресторана «Киев». Напротив — тоже бывшей «книжки», на мостовой примостились уличные музыканты — немолодой мужчина и девушка — гитара и кларнет. Льются звуки прекрасной высокой музыки, а рядом проходят равнодушные безликие люди. Создается впечатление, что музыканты играют сами для себя, полностью отрешенные от обыденной суеты, пришедшие из другой жизни… Символично, не правда ли?

Распалась связь времен…  Этот отчаянный гамлетовский возглас приходит на ум, когда сталкиваешься с духовными и эстетическими (если их можно так назвать) запросами современной молодежи (и не только), с образчиками современного искусства — «фанерной» попсой, псевдолитературой — в лучшем случае на уровне Гарри Поттера, расписанными из баллончиков с краской стенами, фотографиями звезд шоу-биза в гламурных журналах, бесчисленными фильмами ужасов.

Не считайте эти слова проявлением типичной критики старшего поколения в адрес молодых. Даже после социальных катаклизмов, вызванных революцией 1917 года и Гражданской войной, мироощущение и взаимосвязь традиций сохранялись — на культурном наследии прошлого продолжали (пусть и с идеологическим уклоном) воспитываться всё новые поколения жителей СССР и в частности — Украины. Нынешнюю же ситуацию можно сравнить с временами распада Римской империи — пришли вандалы и иже с ними — и культура Европы вернулась в пещерное состояние, а ренессанс произошел только через тысячу лет!

Молодежь в этом виновата постольку-поскольку. Одесса как сокровищница духовного и культурного богатства сегодня существует в изоляции от окружающей меркантильной и приземленно-прагматичной действительности, в которой действуют законы выживания.

Культура для властьимущих — понятие сугубо абстрактное. И за примерами далеко ходить не нужно.

«Рупор Одессы» не раз поднимал тему музеев Южной Пальмиры. Несколько слов об одном из них — Одесском художественном. Расположен музей во дворце графини Потоцкой (памятник архитектуры начала XIX века), построенном в 1823-1826  по проекту известного одесского архитектора Ф.Боффо.

Коллекция отечественного изобразительного искусства Одесского художественного музея, открытого в 1899 году – одна из наиболее значительных и многоплановых не только в Украине, но и на всём постсоветском пространства (более 10 тысяч работ). Здесь представлены все виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, произведения русских и украинских мастеров иконописи от XVI века до современности.
В 26 залах музея мы восхищаемся полотнами Левицкого, Боровиковского, Кипренского, Тропинина,
Айвазовского, Репина, Левитана, Костанди, Куинджи,Серова, Бенуа, Врубеля, Рериха, Шишкина, Саврасова, Васнецова,Борисова-Мусатова, Кандинского, Петрова-Водкина и других художников. Здесь можно посмотреть, как и что рисовал великий украинский поэт Тарас Шевченко!

Выходной день — в Музее тишина, единицы посетителей… Из молодёжи только парень с девушкой. И ещё две молодые симпатичные особы — после осмотра экспозиции фотографируются у колонн возле входа в Музей. Поступок рисковый — штукатурка кусками слетает не только с самого фасада здания, но и карниз над колоннами еле держится.

С многометровой высоты уже неоднократно падали камни. Сегодня они лежат прямо у входа — видимо, в качестве предупреждения. Порядок в залах из последних сил поддерживается, но освещение оставляет желать лучшего, да и за картинами и полом нужен более качественный уход.

А знаете, что сказал мой внук после посещения Музея? …Если бы я стал президентом, я бы первым делом отремонтировал этот музей… На что охранник ответил (и это заслуживает внимания!) — надо лучше его приватизировать: был бы хозяин!

Состояние Одесского Художественного служит укором и властям, и депутатскому корпусу, и людям, которые называют себя меценатами, и политикам всех мастей, погрязшим в бесплодных выяснениях, чей язык и культура выше.

Молодежь надо воспитывать на истинном искусстве. Иначе мы обречены на прозябание в низкопробном обществе потребления суррогатов — материальных и духовных.

Конечно, куда легче погулять по Одессе и на хорошей фототехнике нащелкать симпатяг-котов в старых двориках, а потом через пару дней сделать фотосессию, чем писать годами картины как великие отечественные художники 19 века!

Котики и собачки, отснятые умелой рукой профессионалов — это тоже искусство. Но хотелось бы рекомендовать юным талантам фотодела хоть изредка заходить в Одесский художественный музей, в Музей западного и восточного искусства. И вкус развивает, и восприятие, и творческую фантазию…


 

   
Комментарии размещаются сторонними пользователеми нашего сайта. Мнение редакции может не совпадать с мнением пользователей.
Комментарии:

Анна Кузь(солянкина)   31 марта 2012, 17:40 IP: 134.249.159
Приватизация в нашей стране не приводит к порядку на предприятиях — чтоб навести порядок надо менять всю систему политических однодневок.

Ответить
Украинец   12 августа 2012, 14:39 IP: 92.113.157.
Жаль, что еще много таких интересных объектов в Одессе требуют надлежащего ухода, а власти нет до них дела. Фоторепортажи из Одессы и др.городов на сайте-http://touristing.ru

Ответить
Мисс Марпл   6 сентября 2012, 14:20 IP: 178.76.93.
«А знаете, что сказал мой внук после посещения Музея?…Если бы я стал президентом, я бы первым делом отремонтировал этот музей…» вот вот…а у наших лидеров совсем  иные планы, как посадить побольше конкурентов, как завладеть деньгами, как стат всемогущим…ну а потом можно будет и о музеях подумать

Ответить
pba   8 июня 2013, 00:39 IP: 79.135.220.
прозрачность в хизнь.никаких тайн.

Ответить

   Правила общения на сайте.   Список забаненых